Минимальная ширина размечаемой полосы движения
Б.К.Козловский (Госстрой СССР), д-р техн. наук В.К.Некрасов и инж. Л.Д.Бескровный (Гипрокоммундортранс МКХ РСФСР)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Нормы и правила настоящей главы распространяются на проектирование вновь строящихся и переустраиваемых улиц, дорог и площадей населенных мест (городов, поселков городского типа и сельских населенных мест).
1.2. Нормы содержат требование на проектирование основных элементов улиц, дорог и площадей населенных мест:проезжие части (включая земляное полотно);тротуары, пешеходные дорожки, посадочные площадки на линиях общественного транспорта;велосипедные дорожки;зеленые насаждения, разделительные полосы и островки;автомобильные стоянки;инженерные подземные сети;водостоки и снегоудаление;дренажи.
1.3.
Велосипедные дорожки для движения в двух направлениях проектируют только на парковых территориях и в загородной зоне.
ПРОДОЛЬНЫЕ И ПОПЕРЕЧНЫЕ УКЛОНЫ
4.8. Продольные уклоны для велосипедных дорожек должны быть не более 50‰.
4.9. Поперечные уклоны велосипедных дорожек принимают в пределах 15-25‰.
4.10.
Поперечный профиль велосипедных дорожек одностороннего движения проектируют односкатным или двухскатным, а также вогнутым. Поперечный профиль велосипедных дорожек двустороннего движения проектируют только двухскатным (выпуклым).
ПОКРЫТИЕ НА ВЕЛОДОРОЖКАХ
4.11.
Конструкции одежд на велосипедных дорожках соответствуют конструкциям одежд на тротуарах и принимают их по типовым проектам.
5.
Минимальная ширина размечаемой полосы движения
Если авария или нарушение правил произошло на дороге, ширина которой превышает 2,75 метра, вы, к сожалению, ничего доказать не сможете. Один из пунктов правил дорожного движения гласит:
«Водитель должен учитывать дорожную ситуацию и состояние проезжей части».
Тем не менее, часто в осенне-зимне-весенний период можно наблюдать картину, когда ширина полос значительно уменьшена из-за отвалов снега, который не убрали, а просто подвинули к обочине. Или, к примеру, когда автомобилисты не могут разъехаться во дворе на узкой дороге.
Интересный факт — согласно статистике, большинство ДТП и лобовых столкновений за городом происходят как раз-таки из-за узких дорог либо с малым количеством полос для движения.
Самое распространенное нарушение на таких дорогах — выезд на встречку (КоАП 12.15 ч.4 — штраф 5 000 или лишение на полгода).
При укладке слоя дренирующего грунта на слой грунта с меньшими дренирующими свойствами поверхности последнего придают поперечный уклон не менее 40‰ в сторону откосов или водоотводящих устройств.
2.39. Земляное полотно должно быть прочным и устойчивым под действием нагрузок и природных воздействий в различных климатических условиях.Для повышения устойчивости земляного полотна и повышения межремонтных сроков службы дорожных одежд в зависимости от вида грунтов, слагающих земляное полотно, и гидрогеологических условий предусматривают специальные мероприятия по производству работ, по укреплению и осушению верхней части земляного полотна и устройству специальных слоев между дорожной одеждой и земляным полотном:
а) насыпи отсыпают из однородных устойчивых грунтов с послойным их уплотнением, способы которых определяют в проекте производства работ.
б) то же, с местным обводнением водостоков;
в) то же, с обводнением водосточной сети всего населенного места или отдельных районов его. При сплаве снега оптимальная скорость потока 0,6-0,7 м/сек, оптимальное наполнение 0,3-0,4 от высоты сечения водостока. Сплав допускают по водостокам с диаметром труб не менее 0,6 м.
Расход воды на сплав 1 м снега ориентировочно составляет 10 м.
8.52. Для приемки снега при его сплаве на водостоках проектируют специальные снегоприемные камеры:
а) маршрутные — с приемными отверстиями размером 1,5×2 м, располагаемыми в уровне с проезжей частью;
б) базисные — с приемными отверстиями, устанавливаемыми расчетом и располагаемыми на проезжей части или на специальной площадке в зеленой зоне улицы или вне ее.
8.53.
9.8. Для дренажа мелкого заложения применяют, как правило, асбестоцементные трубы диаметром 100 мм.В трубах прорезают отверстия для приема воды.
9.9. При отсутствии возможности устроить выпуск в водостоки на дренаже устраивают смотровые колодцы типовой конструкции на расстоянии не более 50 м.
При наличии водостоков дренажи присоединяют к водоприемным колодцам.
ДРЕНАЖИ ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ
9.10. Дренажи глубокого заложения устраивают при необходимости понижения уровня грунтовых вод.
9.11.
Таблица 29
Значения предельного периода (в годах)
Расположение водостока
Расположение водостока относительно рельефа
благо- приятное
среднее
неблаго- приятное
особо неблаго- приятное
На площадях и улицах местного движения и на застроенных территориях
5
10
25
50
На скоростных дорогах и магистральных улицах
10
25
50
100
Условия расположения водостока относительно рельефа местности принимают в соответствии со следующей характеристикой.
При разъезде автомобилей незначительный недосмотр обернется или аварией, или заездом в чей-то огород. И если ширина дороги вне стандартов, то водитель, создавший аварийную ситуацию, не должен нести ответственности.
Недостатки узких дорог
Часто фиксируются сотрудниками ГИБДД аварии на дорогах, чья ширина не отвечает стандартным требованиям.
В жизни бывает и так, что допущенная к эксплуатации дорога, отвечала поперечными размерами стандартным требованиям.
Их сузили погодные условия. Особенно зимой небрежно очищенный снег с проезжей части к обочине, сужает проезжую часть, делая ее меньше положенного метража.
Засыпку дренажных траншей производят фильтрующими грунтами.При сложном строении водоносного пласта часть дренажной траншеи засыпают песком на 0,3-0,5 м выше уровня грунтовых вод, а при однородных грунтах с коэффициентом фильтрации менее 5 м/сутки — на высоту 0,6-0,7 (где — высота от низа дренажа до уровня грунтовых вод).Песок, употребляемый для засыпки траншей, должен иметь коэффициент фильтрации не менее 5 м/сутки.
9.21. Смотровые колодцы на дренажах, как правило, выполняют из сборного железобетона. Для предохранения дренажа от засорения колодцы должны быть снабжены дополнительной крышкой.При выпуске дренажей ниже наивысшего горизонта воды в водоприемнике в дренажном колодце перед выпуском устраивают обратный клапан.
9.22.
Следовательно, меньше вероятны аварийные столкновения.
Кроме того (в это легко поверит даже пешеход), широкая полоса провоцирует увеличение скорости передвижения, что в городских условия с большой загруженностью дорог автомобилями обывателей с разным опытом и реакцией (плюс нетерпеливыми пешеходами), не безопасно.
Небольшой анализ устройства дорог, проведенный в этой статье, показывает, что работники дорожно-патрульных служб, безусловно, выдающие в этом вопросе свои рекомендации, делают если не все, то многое для безопасности движения. Поэтому в общении с гашниками, нужно не предвзято стараться понять, что сделано не так, и проявить уважение к их даже физически весьма нелегкой работе.
Для электрифицированных железных дорог расстояния от оси железнодорожного пути до силовых кабелей и кабелей связи принимают не менее 10 м.2. Для напорной канализации расстояния подземных сетей до зданий, сооружений и устройств принимают как для водопровода.3.
При расположении водопроводной или канализационной трубы выше основания фундамента путепровода или туннеля на 0,5 м и более расстояние от этой трубы до фундамента должно быть не менее 2 м.4. Для газопроводов среднего давления до 3 кг/см, высокого давления 3-6 кг/см, то же, 6-12 кг/см расстояния принимают согласно главе СНиП II-Г.11-62 «Газоснабжение.
Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.
Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия — «в населенном пункте» и «вне населенного пункта». И тут важно не запутаться.
ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.
Ширина полосы движения, мКатегория дорогиОписание4,5VДорога с одной полосой движения.