Международный орган по военным преступлениям
Устанавливается принцип очередности председательствования на последующих судебных процессах. Однако, если заседание Трибунала происходит на территории одной из четырех Подписавшихся Сторон, то председательствует представитель этой Стороны в Трибунале.
с) За исключением вышеуказанного, решения принимаются Трибуналом большинством голосов, а при разделении голосов голос председательствующего является решающим; однако признание виновности и определение наказания выносятся всегда большинством голосов не менее 3 членов Трибунала.
Статья 5
В случае необходимости и в зависимости от количества требующих рассмотрения дел могут быть учреждены другие трибуналы; порядок учреждения, функции и процедура каждого из трибуналов будут тождественны и будут регулироваться настоящим Уставом.
II.
«зарубежное военное обозрение» №9. 2005 г. (стр. 19-23)
Капитан юстиции Е. ВОЛОХ Окончание периода биполярных международных отношений привело к резкому росту числа вооруженных конфликтов и активизации военного строительства в крупных государствах. Расширилось участие государств, блоков, неправительственных и государственных структур в миротворческой деятельности.
Все чаще возникающие конфликтные ситуации на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, Латинской Америке, а также вблизи границ Российской Федерации диктуют необходимость объединения международных усилий для их урегулирования и предотвращения.
Международный орган по военным преступлениям
Статья 20
Трибунал может потребовать, чтобы ему сообщили о характере любых доказательств перед тем, как они будут представлены, с тем чтобы Трибунал мог определить, относятся ли они к делу.
Статья 21
Трибунал не будет требовать доказательств общеизвестных фактов и будет считать их доказанными. Трибунал также будет принимать без доказательств официальные правительственные документы и доклады Объединенных Наций, включая акты и документы комитетов, созданных в различных союзных странах для расследования военных преступлений, протоколы и приговоры военных или других трибуналов каждой из Объединенных Наций.
Статья 22
Постоянное местонахождение Трибунала — Берлин.
На сегодняшний день в составе МУС насчитывается 99 государств (в мае последней стала Доминиканская Республика).
Через несколько дней после «нейтрализации» американской подписи под Римским статутом администрация распространила заявление, суть которого сводилась к тому, что вступление в действие Международного уголовного суда, намеревающегося распространить свою юрисдикцию и на американских военнослужащих, находящихся в различных странах мира, неизбежно создаст сложности в плане военного взаимодействия с теми из них, которые подписали договор, поскольку они взяли на себя и обязательство выдавать граждан (в том числе и граждан США) суду. Поэтому Соединенные Штаты будут рассматривать подобные действия как неправовые и противозаконные.
В группе военных преступлений, направленных против собственности и других прав, выделяются три вида преступлений: непосредственно преступления против собственности, так называемые разрушительные преступные посягательства, а также посягательства на другие права [8].
Военные преступления, состоящие в применении запрещённых средств и методов ведения войны, включают такие преступления, как: нападения на гражданское население и гражданские объекты; нападения на особо защищённые объекты, в том числе больницы и места сбора больных и раненых; нападения на лиц и на объекты под эмблемой Женевских конвенций; нападения с чрезмерными побочными эффектами; нападения на незащищённые невоенные объекты; вероломное ранение или убийство; ненадлежащее использование опознавательных знаков; беспощадное ведение боя; взятие гражданского населения на измор; использование «живого щита» [8].
После главного трибунала в Нюрнберге последовал цикл из еще 12 судебных процессов, на которых разбирались дела нацистских деятелей меньшего масштаба (в том числе, например, нацистских врачей).
То, что после окончания войны будет грандиозный судебный процесс, было очевидно еще в разгар боевых действий: в частности, союзники говорили об этом на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании 1 ноября 1943 года, когда была принята «Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства». Позже, уже на Ялтинской конференции в феврале 1945 года, когда стало совершенно понятно, что до конца войны осталось недолго, Сталин, Рузвельт и Черчилль обсуждали более конкретные меры наказания за военные преступления.
Токийский процесс растянулся на полтора года, с 3 мая 1946-го по 12 ноября 1948 года.
За это время специальный судебный орган, в который вошли СССР, США, Великобритания, Австралия, Канада, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Китай, Индия и Филиппины, провел 949 заседаний, принял 4356 документальных доказательств и 1194 свидетельских показаний.
За эти тяжелые преступления предусматривалась смертная казнь через повешение, однако все обвиняемые получили только различные сроки лишения свободы, поскольку Хабаровский процесс был в некотором роде демонстративным ответом США со стороны Советского Союза.
Радио ненависти: Международный трибунал по Руанде
Сто дней геноцида в Руанде унесли более 800 тысяч жизней: убийства совершались каждые десять секунд. Страшная бойня разразилась на почве конфликта между хуту и тутси.
Трибунала, независимо от того, являлись эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Указывалось, что «руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана».
При рассмотрении дела о любом отдельном члене той или иной группы или организации Трибунал имел право признать, что группа или организация, членом которой являлся подсудимый, была преступной организацией.
Трибунал был создан с ориентацией на неопределенное количество судебных процессов. Его постоянным местонахождением был назначен Берлин, где и состоялось первое организационное заседание 9 октября 1945 г.
Юрисдикция и общие принципы
Трибунал, учрежденный Соглашением, упомянутым в статье 1 настоящего Устава для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, имеет право судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран оси индивидуально или в качестве членов организации, совершили любое из следующих преступлений.
Следующие действия или любые из них являются преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала и влекущими за собой индивидуальную ответственность:
а) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий;
b) военные преступления, а именно: нарушения законов или обычаев войны.
Он состоит из двух отделений, которые соответствуют этим двум трибуналам. Отделение МУТР, расположенное в Аруше, Танзания, начало свою деятельность 1 июля 2012 года. Отделение МТБЮ, расположенное в Гааге, начало свою деятельность 1 июля 2013 года. Как указано в записке Председателя от 2 февраля 2018 года (S/2018/90), между членами Совета Безопасности была достигнута договоренность о том, что впредь вопросы, касающиеся Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов, будут рассматриваться в рамках одноименного пункта и что к этому же пункту будет отнесено рассмотрение вопросов, касающихся МТБЮ и МУТР.
Единственный в настоящее время постоянный орган международной уголовной юстиции – Международный уголовный суд (МУС). Он действует согласно Римскому статуту МУС.
По состоянию на ноябрь 2017 г. Римский статут подписали 139 государств, 123 государства ратифицировали его, став тем самым его участниками (преступления, совершённые их гражданами либо на их территории, подсудны Международному уголовному суду). Тем не менее, 41 государство ООН не присоединилось к Римскому статуту. США подписали его в 2000 г., но в 2002 г. отозвали свою подпись и начали заключать двусторонние «соглашения об иммунитете», исключающие возможность привлечения американских граждан к ответственности Международным уголовным судом и, в частности, предусматривающие их выдачу не Суду, а властям США [25].
Ряд стран, включая США, Китай, Индию, Израиль и Иран, принципиально возражают против самой идеи Международного уголовного суда, указывая, что она ограничивает суверенитет государств и дает Суду неопределённо широкие компетенции.