Международные акты, регламентирующие права и обязанности родителей
Никакая часть настоящей статьи или статьи 28 не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством.
Статья 30
В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.
Статья 31
1.
Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7
Ребенок должен иметь право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.
Международные акты
Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, вправе избрать место своего жительства с согласия их законных представителей. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, сохраняется.
Право ребенка жить и воспитываться в семье, кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями, также включает в себя такие права ребенка как право знать своих родителей, право на заботу родителей, право на воспитание своими родителями, право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие, право на уважение его человеческого достоинства.
Право ребенка знать своих родителей, насколько это возможно, и право на их заботу следует из требований ст.
Регламентирующие права и обязанности родителей
В частности, детям предоставлено право участия в судопроизводстве при рассмотрении споров относительно их места жительства и порядка общения с ними отдельно проживающего родителя, а также по вопросам ответственности родителей за допущенные ими нарушения прав ребенка, в первую очередь — права на получение алиментов на свое содержание.
Кроме того, данная конвенция вводит достаточно важную дефиницию — «носители родительской ответственности», — родители либо другие лица или органы, имеющие право полностью или частично нести родительскую ответственность за конкретного несовершеннолетнего ребенка.
Вопросы алиментирования детей на региональном международном уровне регламентированы также Соглашением стран СНГ от 09.09.1994 г.
Статья 41
Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка и могут содержаться:
a) в законе государства-участника; или
b) в нормах международного права, действующих в отношении данного государства.
Практическое занятие № 2 (дистанционный формат 2 часа)
Тема «Основы правового регулирования в области образования»
Задание.
Проанализировать Семейный кодекс. Сделать выборку статей о правах детей.
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
В доктрине российского права несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е.
Регламентирующие права и обязанности родителей и детей
Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).
5.
Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.
6.
Изменение имени и фамилии ребенка.
По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).
7.
Имущественные права ребенка.
— в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с возрастом детей;
— в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам их заменяющим);
— в работе по проведению родительских собраний и иных формах взаимодействия с семьей;
— в педсоветах и других формах методической работы в организации, методических объединениях, семинарах и других мероприятиях, организуемых научно-методическим центром округа;
— в распространении собственного опыта в области повышения качества образования;
— в мониторинговой процедуре:
- в начале учебного года – для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;
- в конце года – в выявлении уровня достижений каждым ребенком итоговых показателей освоения программы, динамики формирования интегративных качеств.
3.7.
Регламентирующие права и обязанности родителей по воспитанию детей
Данный документ действовал в течение 36 лет. Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).
Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.
Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)
Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г.
Статья 24
1.
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.
Соблюдение и защита перечисленных личных прав несовершеннолетних гарантируется государством, которое исходит из интересов и потребностей каждого ребенка.
Одним из важнейших прав ребенка является его право жить и
воспитываться в семье, закрепленное в ст.54 СК РФ. Не стоит забывать, что
одним из основных принципов регулирования семейных отношений является
приоритет семейного воспитания детей.
Согласно п. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
Нормы Семейного кодекса РФ о праве ребенка на семейное воспитание
согласуются с правилом, установленным в п. 2 ст.
В таких ситуациях дети передаются на воспитание в семью опекуна (попечителя), в приемные и патронатные семьи. Приоритетной формой воспитания является передача ребенка на усыновление.
Только в тех случаях, когда подобное устройство в семью ребенка не представляется возможным, он передается на воспитание в детские учреждения.
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого
вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе
судебного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Если ребенок достиг возраста 10 лет, органы опеки и попечительства и суд только с его согласия могут изменить его имя и фамилию (ст.
59 СК РФ);
восстановить родителей, лишенных родительских прав, в родительских правах (ст.