Методика занятий лфк при различных типах дцп
В зависимости от состояния малыша, как разновидность ЛФК может послужить даже простое сгибание-разгибание пальцев, если для него это трудно. На какие конкретно мышцы направить наиболее активное воздействие можно спросить у своего невролога.
При ДЦП любые физические упражнения или действия можно считать лечебной физкультурой, просто специалист знает как повысить их КПД и усилить положительный эффект на нервную систему.
Советы и рекомендации по поводу правильности выполнения лечебной физкультуры
Абсолютно все методики, когда проводится лечебная физкультура при ДЦП, имеют общие рекомендации. Занятия должны иметь системный характер, они должны проводиться регулярно и непрерывно. Только такой график проведения гимнастики поможет добиться хорошего положительного результата.
Данное упражнение имеет разный эффект. Помимо того, что оно является классическим упражнением для мышц живота, оно тренирует гибкость, растяжку, устраняет проблемы с искривлением позвоночника и нормализует кровообращение.
Прогиб
Исходное положение — ребенок лежит на спине, ноги вместе, руки вдоль тела.
Врач помогает больному выполнить прогиб в позвоночнике, причем важно, чтобы его конечности не отрывались от пола.
Наклоны лучше выполнять с одним из родителей
Неполный кувырок
Исходное положение — ребенок лежит на спине, прямые ноги подняты вверх.
Врач контролирует малыша, чтобы он смог дотронуться пальцами ног поверхности пола за головой.
Выполняется своеобразное запрокидывание.
Хорошим приемом, позволяющим снижать патологический мышечный тонус и корригировать положение конечностей, является сочетание пассивного растяжения напряженной мышцы с одновременным стимуляционным массажем мышцы-антагониста. По сравнению со способами расслабления мышц, пассивного растяжения этот способ оказался более эффективным.
Выполняют его так.
Предложен целый ряд игровых стендов и аппаратов для осуществления этой цели.
Методика основана на разностороннем рефлекторном влиянии упражнений на организм, осуществляемом по механизму моторновисцеральных рефлексов (М. Р. Могендович, 1957).
Методика подробно изложена в работах А.
Е. Штеренгерца (1963, 1966, 1972, 1973, 1977, 1979, 1982).
Методика Фелпса (США) относится к числу аналитических. Применяется у детей старшего возраста с определенным уровнем психического развития, при всех формах ДЦП.
Представляет собой совокупность приемов и их комбинации: пассивные движения с сопротивлением, движения, производимые мысленно.
Вначале вырабатывается простое движение в отдельных суставах, а позже переходят к движениям более сложным, в нескольких суставах. Движения выполняют медленно, ритмично.
Чаще как методы зоотерапии используют иппотерапию (терапию лошадьми) или дельфинотерапию, так как купание с дельфинами либо катание на лошади требует наиболее сильных нагрузок, что положительно сказывается на здоровье. Дельфинотерапия, помимо зоотерапии является ещё разновидностью гидрореабилитации, а иппотерапия является разновидностью гимнастики, потому что катание на лошади помимо выработки положительных эмоций оказывает довольно сильную физическую нагрузку на многие группы мышц, которая в этом случае довольно легко переносится ребёнком хотя бы морально.
Гидрореабилитация
Гидрореабилитация является одним из самых эффективных методов ЛФК и осуществляется как плавание или упражнения в бассейне. Плавание задействует абсолютно все мышцы, а также требует полного контроля над телом, который так необходим при ДЦП.
Если болезни избежать не удалось, тогда родителям важно позаботиться о лечении. Следует подготовиться к длительному реабилитационному периоду, потому как без него не удастся адаптировать малыша к окружающей среде.
При этом потребуется заниматься как физическим состоянием несовершеннолетнего, так и психическим развитием. Во всех случаях врачи рекомендуют делать ЛФК при ДЦП, потому как гимнастика позволяет добиться хороших результатов.
Родители должны тщательно контролировать процесс выполнения упражнений и поддерживать ребёнка.
У пациента должно остаться желание продолжать занятия.
Необходимо подчеркивать малейшие успехи пациента для ребенка и его родителей, таким образом, чтобы и них возрастала вера в свои возможности.
Необходимо стимулировать самостоятельную работу пациента и в случае успеха, акцентировать его внимание и внимание родителей на этом. Пациент должен осознать, что может сделать что-либо без помощи или с минимальной помощью.
Управлять собакой необходимо таким образом, чтобы для пациента это было как можно менее заметно. У пациента должно оставаться ощущение самостоятельно управления процессом.
Необходимо вводить в упражнения элементы заботы о собаке и постоянно подчеркивать необходимость действия пациента для животного.
Для оказания более сильного воздействия в качестве отягощения используют вторую руку, что возможно и при выполнении других приемов сегментарного массажа.
Заканчивают массаж приемом нежной вибрации, если в клинической картине имеются нарушения мышечного тонуса по типу спастичности. Более грубая, интенсивная вибрация может привести к повышению мышечного тонуса и нервной возбудимости.
Интенсивную вибрацию целесообразнее проводить при гипо- и атонии. Вибрацию осуществляют основанием ладони либо пальцами (рис.
18). При массаже всего позвоночного столба производят вибрацию вдоль всех остистых отростков позвонков. При массаже только в определенных зонах вибрацию также проводят только в этих сегментах спинного мозга.
Массаж межреберных мышц, как и других областей, показанных для воздействия при ДЦП (зона лопаток, ягодиц, грудины, окологрудной области), также начинают с поглаживания.
Необходимо создать целостный комплекс, в который будет входить массаж, лечебная физкультура, мануальная терапия, различные закаливания организма.
Для каждого малыша разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений. Во все комплексы входят следующие виды занятий: с мячом, в положении лежа и сидя, расслабляющие упражнения, стимулирующие упражнения.
Игровые упражнения
Такие элементы ЛФК помогают поддерживать интерес к занятию, вместе с тем способствуя расслаблению.
Игровые элементы ЛФК:
Разрушитель башен. Для этой игры могут использоваться специальные мягкие модули или обычные подушки. Если ребёнок в состоянии построить башню, он делает это сам, если нет, — ему помогают взрослые.
Главная задача — разрушить башню.
Скорее выбирайся. Опять понадобятся подушки.
Следить за опорой ноги
на всю стопу.
7. И.П.- стоя ноги вместе, руки опустить вниз. Сделать шаг вперед, приставить
ногу. Следить за опорой ноги на всю стопу.
8.
И.П. — лежа на спине, руки отвести в стороны, ладонями вверх. Поднять
прямые руки вперед, сделать хлопок, развести руки в стороны, опустить
на пол.
При выполнении упр. избегать приведения и сгибания ног,
откидывания головы назад, резкого разгибания и скрещивания ног.
9. И.П.- лежа на спине, руки подняты вверх лежат на полу.
Повороты со спины
на живот и обратно.
10. И.П. — на четвереньках. Вытянуть вперед правую руку (левую), посмотреть на нее,
вернуться в и.п.
Следить за опорой кисти на всю ладонь, пальцы разогнуты,
избегая приведения коленей.
11.И.П. — стоя на коленях.
У ребёнка рефлексотерапия и ЛФК могут не только улучшить уже имеющиеся нейронные связи, но и спровоцировать образование новых, которые улучшат контроль над телом. При этом рефлексотерапия может осуществляться не только путём специальных упражнений или точечным воздействием, но также при помощи специальных костюмов, например, костюм Амели, который создавая искусственный мышечный каркас, перераспределяющий нагрузку, налаживает работу двигательных центров мозга.
Какие упражнения ЛФК при ДЦП можно делать дома
Конечно, лучше всего проходить курсы ЛФК в специализированных медицинских или спортивных центрах, однако, не у каждого есть физическая или материальная возможность это делать.
Полное его выполнение доступно лишь опытным массажистам.
Наиболее разработанным методом рефлекторного воздействия при детском церебральном параличе является метод точечного массажа.
Рефлекторное воздействие в зависимости от целей и особенностей клинической картины оказывают в определенных точках общего, сегментарного и локального значения. В подобранных точках проводят точечный массаж тормозного и возбуждающего характера.
Для расслабления мышц, уменьшения патологической активности рефлексов или симптомов проводят тормозной тип точечного массажа. В выбранной точке пальцем (I, II или III), а по необходимости — двумя пальцами с двух сторон массируют в медленном темпе, без причинения неприятных ощущений. Выполняют вначале вращательные движения по часовой стрелке с постепенным суживанием площади массажа.