Кто расследует уголовные дела в отношении малолетних детей
Главным основанием (критерием) для принятия такого решения являются два неразрывных обстоятельства:
- 1) недостижение лицом к моменту совершения преступления 18-летнего возраста;
- 2) наличие данных о том, что несовершеннолетний обвиняемый привлекается к уголовной ответственности вместе со взрослым.
Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это: а) не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела; б) вызывается большим объемом уголовного дела; в) диктуется множественностью его эпизодов (154 УПК РФ).
Дело в отношении несовершеннолетнего необходимо выделить в отдельное производство во всех случаях, если он: а) совершил преступление небольшой или средней тяжести (ст.
Председательствующий, опросив подсудимого, понятно ли ему предъявленное обвинение, выясняет, признает ли тот себя виновным и желает ли дать мотивированный ответ. Затем суд устанавливает порядок исследования доказательств.<4 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» // СЗ РФ.
2013. N 52. Ст. 6997.
Законодатель, щадя психическое здоровье несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, частью 1 ст. 425 УПК РФ ограничил продолжительность его допроса: не более двух часов без перерыва. Максимальная продолжительность одного допроса в общей сложности должна составлять не более четырех часов в день.
Допрос несовершеннолетнего подсудимого имеет определенную специфику.
Из содержания данной статьи следует, что не подлежат рассмотрению по существу следственными органами жалобы и иные обращения, в которых заявители просят проверить ранее исследованные судом факты, признать незаконными и необоснованными заключения экспертов, показания участников судопроизводства, дать оценку документам, которым ранее уже дана оценка в судебном заседании.
В заключение хотелось бы напомнить, что органы Следственного комитета не являются универсальным контролирующим органом, наделенным полномочиями по рассмотрению всех спорных правовых вопросов, возникающих между гражданами и различными государственными, муниципальными и хозяйствующими органами, организациями и учреждениями.
Эти сведения должны быть отражены в обзорной справке на несовершеннолетнего, независимо от того, состоит ли он на спецучете. Если же подросток поставлен на учет в органы внутренних дел, необходимо отразить то, какие меры, когда и кем применялись в связи с совершением им правонарушений, как он на них реагировал, наличие данных о привлечении к административной либо уголовной ответственности с приложением копий таких решений.
Проведение судебного заседания
Судьям, рассматривающим уголовные дела в отношении несовершеннолетних, следует иметь в виду, что с 1 января 2015 г. вступили в действие изменения в УПК РФ <4. В соответствии с требованиями Кодекса судебное следствие начинается оглашением обвинительного заключения.
Пекинских правил), применяемую лишь в исключительных случаях (ст. 2 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы).
В российском уголовно-процессуальном законодательстве этот подход проявляется в установлении ограничений и дополнительных условий для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних. Так, согласно ч. 2 ст. 108 УПК заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому по общему правилу только в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» <6, суд при освобождении несовершеннолетнего от наказания в соответствии с правилами, предусмотренными ст.
92 УК РФ, и направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение может указать этому учреждению на необходимость учесть определенные особенности личности несовершеннолетнего при обращении с ним.
<6 Бюллетень ВС РФ. 2007. N 4.
Согласно части 4 ст.
Статья 90 УК РФ предусматривает следующие воспитательные меры:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Принудительные меры, предусмотренные пунктами «б» и «г», имеют определенный срок: от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести, от шести месяцев до трех лет — при средней.
Предупреждение заключается в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления.
Особенности предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Подследственность уголовных дел в отношении несовершеннолетних определяется по общим правилам, предусмотренным ст. 150—152 УПК. При этом закон устанавливает, что по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними, производится предварительное следствие следователями Следственного комитета РФ (подп, «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК). Категорически не допускается производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних дознания в сокращенной форме (п.
1 ч. 1 ст. 226[1] УПК).
В ходе производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних должен обеспечиваться индивидуальный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния.
Когда подсудимый не признает себя виновным, после свободного рассказа ему необходимо задать конкретизирующие и уточняющие вопросы. Председательствующий должен терпеливо разъяснить подсудимому, почему он должен дать правдивые показания.
Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) является обязательным (об этом указано в ст. 51, ч. 2 ст. 425 УПК РФ). Обеспечить это по своей инициативе должен следователь или суд, независимо от волеизъявления несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).
Несоблюдение этих гарантий права на защиту расценивается как нарушение уголовно-процессуального закона.
УК РФ); б) являлся пособником преступления или участвовал в совершении только отдельных эпизодов преступной деятельности, организованной взрослыми; в) привлекался к уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений, совершенных взрослыми лицами (ст. 316 УК РФ); г) признан невменяемым, и по делу требуется осуществить производство по применению принудительных мер медицинского характера, а также если: д) лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в преступление, тяжело заболело, скрылось либо его личность не установлена Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации./под ред. В.М.
Меры премечения в отношении несовершеннолетних по уголовным делам
Следует знать, что одной из основных мер пресечения для несовершеннолетнего, согласно УПК, является отдача обвиняемого под присмотр.
Согласно ст. 105 УПК РФ присмотр заключается в обеспечении правомерного поведения подростка на период следствия. Присмотр может осуществляться родителями, опекунами или попечителями обвиняемого. Также он может быть возложен на должностных лиц детского спецучреждения.
При этом подписывается письменное обязательство.
Заключение под стражу как мера пресечения для несовершеннолетнего может применяться только в случае, если подросток обвиняется в совершении тяжкого (или особо тяжкого) преступления.
Преступления средней тяжести предусматривают такую меру пресечения только в крайнем случае.
Согласно ст.
УПК и комментарий к ней);
б) уголовные дела о преступлениях, совершенных должностными лицами органов Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, таможенных органов, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.