Контракт между исполнителем и продюсером
Недавно мой любительский интерес упал на продюсерские договоры.
Тема, конечно, очень интересная и актуальная для видеопродакшн-студий и медиахолдингов. В связи с этим решил посмотреть судебную практику по данной теме.
Далее вы найдете краткий обзор интересных, на мой взгляд, дел по продюссерским договорам и иным аспектам продюсирования. Надеюсь, что обзор будет полезен.
1) Невозможно через суд обязать продюсера исполнить обязательство в натуре (п.1 ст.308 ГК РФ) по созданию аудиовизуальных произведений, так как продюсер не является автором создаваемых творческим трудом произведений (ст. 1263 ГК РФ).
Такой вывод следует из Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2017 г.
В случае вызова ИСПОЛНИТЕЛЯ из места постоянного проживания для заключения договора оплачивать проезд в оба конца, суточные и возмещать расходы по найму жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
2.5. По окончании работ Исполнителя Стороны подписывают Акт выполненных работ.
2.5.
III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.
3.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения любой из Сторон принятых на себя по настоящему Договору обязательств, такая Сторона обязана возместить другой Стороне убытки, причиненные виновным неисполнением или ненадлежащим исполнением соответствующих обязательств.
IV.
ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ.
4.1.
Контракт между исполнителем и продюсером
Поэтому, в случае возникновения притязаний со стороны третьих лиц, Исполнитель несет всю материальную ответственность единолично. 5.4. Исполнитель соглашается, что в виду того, что его услуги уникальны и должны соответствовать конъюнктуре современного музыкального рынка, Продюсер имеют право налагать запрет на отдых Исполнителя, если это необходимо для успешного выполнения пунктов настоящего Договора.
5.5.
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», в котором разъяснено, что разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства. Так, из существа обязательств, связанных с созданием творческим трудом произведений, следует невозможность удовлетворения требований об исполнении этого обязательства в натуре.
2) Заявленное одним из авторов аудиовизуального произведения требование о переводе исключительного права, предусмотренное п.5 ст. 1234 ГК РФ, не подлежит удовлетворению в отношении аудиовизуальных произведений.
Информировать Продюсера обо всех предложениях, поступающих к Артисту от третьих лиц относительно его профессиональной деятельности, для предоставления Продюсеру возможности вести переговоры, оценивать перспективность данных предложений и принимать решения по дальнейшим действиям в рамках поступивших предложений.
- 3.2.11. Оказывать Продюсеру всемерную помощь в выполнении настоящего договора.
- 3.3.
В рамках настоящего договора Продюсер имеет исключительное право осуществлять следующие действия.
- 3.3.1. Осуществлять организацию и руководство записью новых произведений (фонограмм-песен и аудиовизуальных произведений) Артиста.
- 3.3.2.
Бывает, что неопытный работник творческой стези просто забывает забрать свой экземпляр договора, не читает договор при подписании – все это огромные риски и почти наверняка шанс остаться без прав на собственный продукт и без денег за него. Можно оказаться современным «рабом», который должен всё, а ему никто и ничего.
Ведь все что видит зритель, что составляет образ успешного артиста: машины, дорогая одежда, охрана, апартаменты, обычно, самому артисту не принадлежат, а использование «для камер» отрабатывается в тройном размере.
Продюсер обязуется по поручению Артиста совершать юридические и иные (фактические) действия, связанные с осуществлением и развитием творческой деятельности Артиста.
- 1.5. Продюсер самостоятельно определяет направления и условия осуществления творческой деятельности Артиста, заключает от своего имени и за счет Артиста соответствующие договоры и соглашения в порядке, предусмотренном Договором.
- 1.6.
За участие Артиста в музыкальном проекте и выполнение всех обязанностей в соответствии с настоящим договором Продюсер платит ему вознаграждение с момента компенсации всех вложенных Продюсером средств в данный Проект. - 2. Срок и территория.
Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами. П. 1.2. настоящего договора действует в течение всего срока действия смежных прав на всей территории земного шара.
При досрочном расторжении договора по любой причине, Продюсер не вправе использовать результат творческой деятельности Артиста, а также фото- и кинопробы, без его письменного согласия.
- 8. Споры.
Стороны обязуются разрешать все конфликты и споры, происходящие между ними в связи с исполнением настоящего договора, путем переговоров.
В случае невозможности урегулирования споров мирным путем, они передаются на рассмотрение судебных органов по месту нахождения ответчика и разрешаются в соответствии с нормами действующего в Российской Федерации материального и процессуального законодательства.
- 9. Заключительные положения.
- 9.1. Все не урегулированные настоящим договором положения разрешаются на основе действующего российского законодательства.
- 9.2.
Тут уж, каждый верит, во что хочет.
Договор с продюсером: только через советы с нашим адвокатом
Реальность такова, что любой договор должен быть обоюдовыгодным. А потому оценить его перед подписанием нужно совместно с юристом.
Помните, что случилось со знаменитым Димой Биланом, после смерти его продюсера Юрия Айзеншписа? Его вдова решила запретить Билану использовать собственное сценическое имя! Она доказывала, что все права принадлежали покойному супругу, а после его смерти ей. Пришлось очень долго разбираться в судах.
Если бы в договоре между продюсером и артистом был соответствующий пункт, то прецедента могло бы не возникнуть вовсе.
И ведь уловок может быть сколько угодно. Некоторые продюсеры уверяют, что договор – просто бумажка, формальность, совместное творчество не подвластно этой «рутине», не стоит о ней задумываться.
Псевдоним и логотип
В продюсерском договоре можно и нужно предусмотреть, кому во время и по окончании его действия будут принадлежать права на название и логотип проекта. Следует понимать, что наши суды вероятнее всего станут рассматривать название музыкальной группы как коллективный псевдоним – неимущественное право коллектива исполнителей.
Формулируя положения договора, надо исходить из того, что коллективный псевдоним – это нечто абстрактное, ассоциируемое с группой, а не с конкретным участником или даже участниками. Из договора должно быть ясно, что именно продюсер возглавляет коллектив, определяет его состав, руководит и т.д.