Конституционно правовой статус рф: основные признаки
Нередко границы континентального шельфа Российской Федерации определяются на основе международных договоров или норм международного публичного права. Что касается исключительной экономической зоны России, то согласно Федеральному закону от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» она устанавливается в морских районах, находящихся за пределами территориального моря нашего государства, на расстоянии 200 морских миль от береговой линии.
3. Российская Федерация как суверенное государство имеет свою Конституцию и федеральные законы, которые имеют верховенство на всей ее территории (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Верховенство федерального законодательства обеспечивается конституционным положением о том, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам…» (п. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Конституционно-правовой статус рф понятие и основные признаки
Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как Федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется рядом важнейших признаков, которые в совокупности обеспечивают суверенитет, территориальную целостность, защиту прав и свобод человека и гражданина.
Рассмотрим эти признаки.
Российская Федерация — суверенное государство
Российская Федерация является суверенным государством, самостоятельно и независимо осуществляющим свои внутренние и внешние функции.
1.
Конституционно правовой статус рф: основные признаки
6) единая Конституция и правовая система. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
4 ст. 15 Конституции РФ включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;
7) единое экономическое пространство. В Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемешаются на всей ее территории.
Конституционно правовой статус рф основные признаки
В Российской Федерации Конституция выделяет три группы: исключительная компетенция федеральных органов власти; совместная компетенция органов власти Федерации и ее субъектов; исключительная компетенция субъектов Федерации.
Российская Федерация имеет право исключительного ведения по вопросам, закрепленным в ст. 71 Конституции РФ; ст. 72 содержит перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов; ст. 73 закрепляет (без перечня вопросов) всю остаточную (т.е. за пределами ведения первых двух) компетенцию субъектов Федерации.
Предметы ведения Российской Федерации
Предметы ведения Российской Федерации, определенные в ст. 71 Конституции РФ, можно разделить условно на несколько сфер.
.
Согласно Конституции Российская Федерация обладает, кроме того, суверенными правами и «осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права» (п. 2 ст. 67).
Вопросы, касающиеся Государственной границы России, регулируются специальным Законом о Государственной границе, принятым в 1993 г., а также нормами, содержавшимися в других законах.
В-третьих, обладание Российской Федерацией собственностью, которая существует и функционирует наряду с другими формами собственности. Закрепляя и гарантируя их в равной степени, Конституция России в то же время уделяет особое внимание собственности на землю и на другие природные ресурсы.
В ст.
Граждане, не владеющие русским языком, могут использовать в государственных органах, организациях и учреждениях, органах местного самоуправления родной язык, а в определенных законом случаях (например, в суде) им обеспечивается соответствующий перевод.
Сохранение русского языка – вопрос национальной безопасности. После решения Республики Татарстан о переводе графической основы своего языка на латиницу в Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» было внесено изменение о возможности использования в этих целях только кириллицы.
- 7.
Важным признаком конституционно-правового статуса Российской Федерации является наличие легитимных федеральных органов государственной власти: Президента, Федерального Собрания, Правительства, нормативные правовые акты которых обязательны на всей территории России.
Конституции РФ); совместную компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ) и исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, определяемую «по остаточному принципу « и закрепляемую консти-туциями и уставами субъектов РФ.
В-шестых, федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Равноправие народов Российской Федерации означает равенство их возможностей в развитии национальной культуры, самобытности, во всех сферах государственной, общественной, экономической, социальной жизни.
Самоопределение наций вытекает из суверенитета наций, означающего право на самостоятельное решение вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими народами, свободное избрание формы своей национальной государственности.
РФ;
- 4. государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств);
- 5. единое гражданство РФ;
- 6. государственный язык;
- 7. единые Вооруженные Силы;
- 8. единая денежная единица — рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);
- 9. государственные символы: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации;
- 10.
Конституции и федеральному закону «О гражданстве РФ».
Единой правовой системой считается иерархически построенная система, состоящая из нормативных правовых актов.
Нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
В Российской Федерации принцип единства правовой системы строится на субординации, раскрываясь в Конституции посредством совокупности следующих характеристик:
- верховенство Конституции и ФЗ по всей территории государства;
- Конституция обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется по всей территории государства;
- органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане РФ обязаны соблюдать законы и Конституцию.
На основании части 1 статьи 15 Конституции все законы и нормативные правовые акты, которые принимаются в государстве, не должны противоречить Конституции.
Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются;
8) государственные символы Российской Федерации. Российской Федерации имеет свои флаг, герб, гимн и столицу.
Согласно ст. 70 государственные символы Российской Федерации должны регулироваться федеральными законами. В настоящее время статус столицы Российской Федерации урегулирован Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г.
«О статусе столицы Российской Федерации». Описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна определяются указами Президента РФ от 11 декабря 1993 г. «О Государственном флаге Российской Федерации», от 30 ноября 1993 г. «О Государственном гербе Российской Федерации», от 11 декабря 1993 г. «О государственном гимне Российской Федерации»;
9) право участия в межгосударственных объединениях. В соответствии со ст.
Объем полномочий каждого органа государства зависит от того, как определены границы этих полномочий. Даже самая высшая власть не может освободить себя от права, то есть выйти за пределы, установленные в правовых нормах.
Устанавливая или даже только признавая правовые нормы, государство связывает себя этими нормами в том смысле, что они становятся обязательными не только для тех, на кого прямо рассчитано их воздействие, но и для самого государства в лице его органов и должностных лиц.
Более того, современный уровень правосознания обязывает должностных лиц содействовать реализации правовой нормы.
Важно при этом отметить, что государство, являясь суверенным, никакой власти, кроме суверенной власти народа, не подчиняется.
Таким образом, любые субъекты страны не могут обладать суверенитетом, так же, как и не имеют прав наделять себя свойствами суверенного государства, даже при наличии ограниченного суверенитета (согласно постановлению Конституционного Суда РФ «По делу прверки конституцинности ряда положения Устава Алтайского Края»).
Главные конституционно-правовые признаки РФ
Единство территории Российской Федерации является ее обязательным конституционно-правовым признаком.
Наше государство состоит из субъектов, чьи территории сводятся в единую государственную территорию (согласно части 1 статьи 67 Конституции).
Единая территория РФ включает в себя исторически сложившиеся территории (как сухопутные, так и водные), а также воздушное пространство, которые находятся в границах государства.
Сухопутная территория РФ — это вся суша и недра, которые лежат в пределах ее границ.