Какова научная и практическая значимость установления причин и условий преступности
Имея в виду причины преступности (совокупность взаимосвязанных явлений), их следствием выступает преступность (преступность как явление). Но причина создает возможность определенного следствия, для наступления которого необходимы еще и условия. Сами по себе условия не могут породить, произвести следствие, но в соответствующей ситуации (обстановке, обстоятельствах) способствуют реализации действия причины. Это относится и к причинам преступности, и к ее условиям тоже. Однако при решении проблемы причин преступности надо учитывать различные типы связей: связи строения, связи функционирования, социально-генетические связи, причинно-следственные, многие другие связи и взаимозависимости. Некоторые из них имеют общие черты, но, безусловно, обладают самостоятельными особенностями.
Изучая причины преступности, ученые обычно акцентируют внимание на причинно-следственных связях.
Причины преступлений нельзя отождествлять с условиями их совершения. Причина преступления находится в закономерной, необходимой связи со следствием, всегда вызывает ее.
Условие же (в комплексе с другими обстоятельствами) лишь способствует формированию следствия (усиливая или ослабляя действие причины), не вызывая его с необходимостью[11].
Условия преступлений, формирующие причину, усиливающие или ослабляющие ее действие, крайне разнообразны, они зависят от конкретной социальной действительности того или иного общества.
В числе основных условий преступлений в современном российском обществе можно выделить следующие:
1. Низкий уровень материальной жизни населения.
Какова научная и практическая значимость установления причин и условий преступности
Правовая культура в деле регулирования социальных отношений и стимуляции правомерного поведения играет куда большую роль, нежели количество содержащихся в нормах права запретов или суровость наказания за их нарушение.
Оценивая важную роль правовой культуры в регулировании социального поведения не трудно уяснить ее роль в противодействии социальным недугам. Очевидно, что если ставить целью, к примеру, снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям.
Правовая культура гражданина предполагает не только знание им правовых норм, но и ставшее внутренним убеждением стремление их исполнять.
К сожалению, значительная часть российского населения устойчивой привычкой к законопослушанию, к соблюдению правовых норм не обладает.
1. Понятие и общая характеристика причин и условий преступности
Преступность как сложное социальное явление детерминируется иными явлениями, факторами, обстоятельствами, которые, в свою очередь, взаимодействуют друг с другом при активном влиянии самой преступности.
Изучение и выявление причин и условий преступности, формирование целостной концепции причин и условий преступности имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет установить механизмы предупреждения преступлений и определить реальные причины конкретных преступлений.
Причина в философском понимании — явление, обладающее способностью порождать следствие; условие — явление, способствующее действию причины.
Таким образом, полная причина — совокупность причин и условий. [1, с.
2 какова научная и практическая значимость установления причин и условий преступности
При однофакторном подходе преступное поведение связывалось с каким-то одним фактором и именно между ними выявлялись статистические зависимости.
Эмиль Дюркгейм полагал, что социальная реальность тождественна «общему сознанию», а преступность — это реакция на социальные изменения и плата за них.
Роберт Мертон, развивая эту теорию и давая ей свою интерпретацию, отмечал, в частности, что аномия — это расхождение между декларируемыми целями и реальными путями их достижения.
Какова научная и практическая значимость установления причин и условий преступности?
Каковы основания классификации причин и условий преступности?
Какие социальные противоречия влияют на условия и причины преступности?
Каковы основные причины и условия преступности на современном этапе развития российского общества?
Литература
Антонян Ю.М.
Криминология: Избранные лекции — М., 2004.
Антонян Ю.М. Курс лекций по криминологии — М., 2003.
Антонян Ю.М.
Причины преступного поведения. — М., 1992.
Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. — М., 2004.
Долгова А.И.
Иншаков С.М. Криминология: Учебник. — М., 2000.
Криминология / Под ред.
Дж. Ф. Шелли — СПб., 2003.
Криминология: Курс лекций. — Воронеж, 2004.
Криминология: Учебник / Под ред. Малкова В.Д. — М., 2004.
Долгова А.И.
С субъективной стороны причины преступления кроются в формировании у лица антиобщественной /антисоциальной или асоциальной/установки, выражающей дефектную жизненную концепцию личности.
Причинный комплекс индивидуального преступного поведения можно определить как комплекс деформаций микросреды, образа жизни и сознания лица, который выражает его индивидуальное отчуждение, конфликт личных интересов с обществом и создает сравнительно высокую вероятность совершения данным лицом преступления.
Для профилактики преступления в рамках уголовного дела важно выявлять не только непосредственные субъективные, но и объективные причины, содержащиеся в дефектах микросреды.
Все эти факторы должны рассматриваться в тесной взаимосвязи друг с другом и с преступностью.
В общественной жизни нет однозначных факторов, имеющих только положительную либо отрицательную направленность. Чем больше криминогенная пораженность того или иного социального явления, тем большая в нем опасность стать питательной почвой для преступности, одной из ее причин.
Однако большинство криминогенных факторов не порождает преступности, они как бы создают предпосылки, объективно облегчают ее существование. Они действуют наряду с антикриминогенными факторами, и чем сильнее влияние последних, тем больше они противостоят преступности.
Задачей криминологии является познание системы криминогенных и антикриминогенных факторов, ранжирование их по степени значимости и влияния на преступность, установление степени взаимосвязи между собой и группами наиболее значимых иных явлений.[5, с.
Из целей науки криминологии вытекают ее задачи, к которым можно отнести:
получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и настоящем;
криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т.д.) для дифференцированной борьбы с ними;
выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработка рекомендаций по их преодолению;
изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификация различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;
определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.
Свои задачи наука криминология решает посредством выполнения определенных функций.
Такое вычисление необходимо, поскольку позволяет познать систему ближайших причин явления, непосредственно определяющих данное взаимодействие.
Взаимодействие «причина- следствие» зависит от условий, то есть совокупности явлений, обстоятельств, которые образуют его «среду», сопутствуют и обеспечивают определенное его развитие. Взаимодействие «причина-следствие» реализуется при достаточной совокупности необходимых условий.
Если причины порождают следствия (преступность, преступление), то условия лишь способствуют этому, обеспечивая возможность действия причин. Плохая охрана имущества не порождает корыстные посягательства на него, не вызывает их как следствие, а значит, и не является их причиной, но она создает благоприятную почву – одно из важнейших условий для совершения краж, хищений, грабежей, разбойных нападений.
Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее «уязвимой» частью общества. «Уязвимость» заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.
Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.
Одно из негативных проявлений экономического кризиса — сокращение рабочих мест.
Под условиями, способствующими совершению преступлений (их называют также обстоятельствами, способствующими достижению преступного результата), в криминологии понимаются те факты реальной действительности, которые прямо преступлений не вызывают, но их наличие может способствовать возникновению у человека намерения совершить преступление.[7, с. 93]
Условия преступности подразделяются на три основные группы:
1) сопутствующие условия — условия, которые образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени;
2) необходимые условия — условия, без которых событие не могло бы наступить;
3) достаточные условия — комплекс всех необходимых условий.
Объективные условия преступности — недостатки организационного, правового, технического порядка, поддерживающие, а иногда и оживляющие действие субъективных и объективных причин преступлений.