Как учитывать субподряд у смп если сам поставщик смп
Комиссия УФАС, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу, что организатор закупки незаконно установил вышеназванное требование, прописав его в проекте контракта следующим образом: «подрядчик может заключить договор субподряда только после получения соответствующего письменного согласования с государственным заказчиком». Данные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. (Решение ФАС от 14.12.2016 по делу № К – 1982/16).Конкретный объем исполнения контракта СМП, СОНО
В УФАС поступила жалоба заявителя, в которой он указывает, что и в аукционной документации, и в проекте контракта заказчик предусматривает, что подрядчик, не являющийся СМП или СОНО, обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО в объеме не менее 30 % от цены контракта.
В случае нарушения заказчиками установленной квоты по закупкам у МСП по закону им грозит ответственность.
С 1 февраля до окончания следующего года им предстоит закупаться по нормам 44-ФЗ. Закон о контрактной системе является более строгим, чем 223-ФЗ, поэтому наказание крайне невыгодно участникам.
Изменения в объеме закупок с 2020 года
Начиная с 2020 года к заказчикам по 223-ФЗ будут предъявлять более строгие требования в отношении их лимитов по закупкам у МСП.
Их годовой объем закупок у представителей малого бизнеса должен будет составлять не менее 20% от СГОЗ. А доля договоров, подписанных по результатам торгов, в которых могут участвовать только строго МСП, возрастет вплоть до 18%.
- При НМЦК контракта 50-200 млн р. заказчик самостоятельно решает, закупаться ли ему у МСП или среди представителей крупного бизнеса в том числе.
Предусматриваемые льготы
Государственный заказчик по 223-ФЗ может утвердить свою программу партнерства среди МСП и предусмотреть в ней льготы для участников.
Также представитель МСП платит ЭТП по льготной ставке при его победе в закупке. Плата торговой площадке за победу составляет 1% от НМЦК, но не более 2000 р.
(в рядовых закупках для остальных категорий победителей данный лимит установлен на отметке 5000 р.).
Сроки оплаты
Максимальные сроки оплаты по контракту для МСП не должны превышать 30 календарных дней.
В данный рассчитанный показатель включают:
- Победителей закупок, участниками которых могли стать только МСП.
- Победителей закупок, в которых предусмотрена обязанность по привлечению компаний МСП на субподряд.
- Победителей из числа МСП, которые принимали участие в тендере на общих основаниях.
При этом 15% договоров должны быть строго подписаны по первому основанию: то есть только по результатам закупок среди малых предприятий (по п. 5 «Положения об особенностях участия МСП», утвержденного Постановлением Правительства от 2014 года №1352). Если закупка признана несостоявшейся, то она не включается в отчетность.
Необходимость привлечения к исполнению контракта СМП, СОНО, если победитель закупки сам является СМП или СОНО
В соответствии с п. 2 ч. 1, ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан проводить закупки у субъектов малого предпринимательства (далее — СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СОНО), в том числе путем проведения закупки без ограничения круга участников, но с предъявлением требования о привлечении СМП, СОНО к участию в исполнении контракта в качестве субподрядчиков, соисполнителей.
Как следует из ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО устанавливается только применительно к контрагенту, который не является СМП или СОНО.
СМП, СОНО в объеме 30 % от НМЦК. Подобного рода указание противоречит нормам 44-ФЗ, так как объем привлечения СМП, СОНО прописывается исключительно из расчета от цены контракта. Изучив материалы дела, комиссия УФАС пришла к выводу, что заказчик нарушил ч.6 ст.
30 закона 44-ФЗ, поскольку и в документации, и в проекте контракта указан объем привлечения СМП, СОНО от НМЦК. (Решение УФАС по Республике Адыгея от 13.06.2017 по делу № К-59/17).Согласование субподрядчика с заказчиком
В антимонопольный орган поступила жалоба заявителя, по мнению которого организатором торгов в проекте государственного контракта установлено неправомерное требование о согласовании с заказчиком привлекаемых к выполнению работ по контракту субподрядчиков.
ФЗ: в информационной карте электронного аукциона установлен объем привлечения подрядчиком к исполнению государственного контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО в размере не менее 15 % от цены контракта, в то же время в контракте такой объем установлен в размере конкретного показателя – 15 %. По мнению антимонопольной службы указанное подателем жалобы вышеназванное противоречие не является нарушением 44-ФЗ, показатели «не менее 15 %» и «15 %» не противоречат друг другу.
К тому же согласно толковому словарю Ефремовой Т.Ф. слово «не менее» употребляется при указании на нижний временной или количественный предел (как минимум не меньше). То есть значение «15 %» входит в интервал «не менее 15 %» (Решение УФАС по Курганской области от 20.06.2017 по делу № 05-02/158-17).Объем привлечения СМП, СОНО от НМЦК
Заявитель указал в жалобе, что в нарушение ч.
5 и ч. 6 ст.
А 59- 3392/2015).
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Четвертого арбитражного суда от 09.11.2016 № 04АП-4896/16, в котором судебные инстанции поддержали решение УФАС о нарушении заказчиком ч.6 ст. 30 закона о контрактной системе. Суд апелляционной инстанции указал о недопустимости использования таких формулировок как «не менее___ %», «от___ % до ___ %» при определении объема участия субподрядчиков, соисполнителей СМП, СОНО. Установленное заказчиком условие в проекте контракта «…не менее 15 %…» о таком привлечении СМП, СОНО не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку невозможно определить точный объем такого участия.
Иная позиция суда:
В УФАС поступили жалобы заявителя на действия заказчика на положения аукционной документации в части установления объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.
Закона N 44-ФЗ, является СМП или СОНО, то в объеме закупок привлечения СМП, СОНО учитывается объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта.
Из ч.ч. 5, 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ специалисты Минэкономразвития России делают вывод, что в случае, когда победителем закупки, извещение о проведении которой содержит требование о привлечении в качестве субподрядчиков, соисполнителей СМП, СОНО, сам является СМП или СОНО, то указанное требование к нему не предъявляется (см. разъяснения по вопросу 1 в письме от 12.02.2016 N Д28и-281, от 16.11.2015 N Д28и-3336, п. 2 письма от 11.04.2016 N Д28и-900, п. 3 письма от 13.05.2015 N Д28и-1341).