Как правильно вручать досудебную претензию
В настоящее время для отправления досудебных претензий посредством услуг почтовых операторов существуют два вида писем: заказное и ценное. Каждое из них может быть направлено с уведомлением и описью вложения.
Ценное письмо отличается от заказного тем, что в отношении него устанавливается объявленная ценность, то есть та сумма денежных средств, которая должна быть выплачена отправителю письма в том случае, если оно по каким-то причинам потерялось или часть находящихся в письме документов была утеряна.
Для того чтобы отправить какое-либо из таких писем, необходимо сделать следующие действия:
- обратиться к сотруднику почтового отделения, чтобы получить у него опись вложения и конверт для отправки заказного или ценного письма;
- составить опись вложения, если отправка письма осуществляется с таковым.
Иногда бывает достаточно обратиться ко второй стороне письменно, изложив свои недовольства и требования.
Для этого необходимо использовать образец досудебной претензии, который можно найти на нашем сайте. На практике часто случается, что метод переговоров срабатывает, и пожелания автора полностью удовлетворяются.
Что такое досудебные претензии по ГК РФ и какова их роль?
Претензия – это письменное выражение недовольства качеством проданных товаров или оказанных услуг, невыполнением обязательств по договору и предъявление вытекающих из ситуации требований.
Как правильно вручать досудебную претензию
Суды разъяснили, что отправленный акт сверки взаимных расчетов не считается претензией. А в деле № А40-121534/2017 суды не признали соблюдением досудебного порядка обращение, в котором истец предлагал установить контрагенту новую арендную ставку.
Суды расценили это как обычную деловую переписку.
Некоторые судьи могут не принять иск и по той причине, что сторона не указала в претензии точную сумму долга/неустойки или порядок ее расчета, предупреждает Солдатенко. Так, в деле № А40-206076/2017 истец направил ответчику документ, в котором указал сумму задолженности в 3 млн руб.
Но в иске он дополнительно попросил взыскать неустойку на 551 346 руб., о которой не упоминал в письме контрагенту. Суд посчитал это нарушением досудебного порядка.
, которые выступают в качестве приложения к электронному письму и самой претензии;
- сформировать собственно электронное письмо;
- указать в тексте, что необходима отметка о прочтении такого письма (большинство почтовых серверов осуществляет отправку отчета о прочтении в виде самостоятельного электронного письма, в котором обязательно зафиксированы реквизиты того письма, ответ о прочтении которого и должен быть направлен);
- направить письмо по адресу потенциального ответчика.
Полученный ответ о прочтении и будет являться подтверждением получения самой претензии.
Именно с этой даты и следует начинать отсчет того времени, в течение которого будет происходить обработка полученной претензии потенциальным ответчиком и подготовка ответа на врученный документ.
Или указывается, что должнику были переданы деньги по расписке.
- Ссылки на положения законодательства, регулирующие правоотношения сторон
Указываются конкретные номера статей ГК РФ.
- Требования автора
Например, заменить товар на аналогичный, произвести гарантийный ремонт, вернуть деньги по расписке, возместить нанесенный ущерб и т.д.
- Срок, в течение которого адресат должен дать ответ
Он зависит от условий заключенного между сторонами договора.
Документ завершает указание на то, что при отсутствии обратной связи автор обратится в суд для защиты своих прав.
Готовый документ необходимо распечатывать в двух экземплярах. Один остается составителю, второй направляется ответчику.
Где искать требования к претензиям?
Основная статья, посвященная досудебной претензии, находится в Гражданском кодексе. Это статья 165.1. В ней содержатся основные требования к претензии.
Также следует обратить внимание на статью 132 Гражданского процессуального кодекса и статью 126 Арбитражного процессуального кодекса.
Существующие в настоящее время правила делового общения между различными лицами как юридическими, так и физическими, предполагают активное использование письменной переписки.
В частности, такая переписка осуществляется в тех случаях, когда необходимо осуществить взаимодействие относительно направления претензионной работы по различным спорным вопросам. Каким образом следует направлять досудебные претензии?
Понятие досудебной претензии
Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации обязывает лиц, которые участвуют в каких-либо финансовых правоотношениях, проводить обязательную досудебную претензионную работу для того, чтобы в полном объеме решить возникающие споры до обращения в суд.
Согласование этих деталей сделает претензионный порядок эффективным инструментом разрешения конфликтов, который может сэкономить очень много сил и времени.
Если же обстоятельства сложились таким образом, что порядок не оговорен, будут действовать общие правила, установленные в законе. Если нет соглашения сторон, они действуют «по умолчанию».
Как скоро нужно отреагировать на нарушение и направить претензию?
В законе или в договоре (в зависимости от того, где предусмотрен обязательный претензионный порядок) указывается, в какой срок с момента обнаружения нарушений должна быть направлена претензия.
Соответственно, возникает вопрос — что будет в случае нарушения такого срока? На самом деле, ничего. Судебная практика исходит из того, что нарушение срока направления претензии не влияет на соблюдение претензионного порядка.
Но при этом такая претензия должна быть направлена в рамках срока исковой давности (по общему правилу — три года). Такой вывод содержит п. 46 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.05 № 30.
Однако такой подход является общим для судебной практики в целом.
Контрагент уклоняется от получения претензии — что делать?
Прежде всего, будет действовать п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ. Она устанавливает, что, досудебная претензия влечет юридические последствия с момента доставки соответствующего сообщения контрагенту или его представителю. При этом чрезвычайно важно, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, когда оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В случае если такой документ не будет приложен, оба Кодекса предусматривают, что исковое заявление оставляется судом без рассмотрения (статья 148 Арбитражного процессуального кодекса, статья 222 Гражданского процессуального кодекса).
Однако в обеих статьях (статье 126 АПК и статье 132 ГПК) сказано о том, что приложение к исковому заявлению документов, подтверждающих соблюдение претензионного порядка, является необходимым, только если соблюдение претензионного порядка является обязательным для сторон.