Как определить ширину проезжей части зимой
Параметры и состояние обочин зимой: а — при тщательной очистке снега; б — при образовании вала снега на участках ограждений, сигнальных столбиков; ап — проектная ширина обочины; Яф — фактическая ширина обочины
В районах, где зимы теплые, малоснежные, снег зимой часто тает и полосы наката на кромках проезжей части не образуются. Характерной особенностью состояния дорог в зимний период является значительное колебание ширины чистой проезжей части по длине дороги и во времени. Большие сужения происходят на снегозаносимых участках дорог, участках установки ограждений, парапетов и направляющих столбиков, которые способствуют образованию снежных отложений и мешают уборке снега.
При отсутствии укрепленных обочин сокращение проезжей части из-за загрязнения составляет 0,6—1,2 м. На участках с укрепленными на всю ширину обочинами сокращения ширины проезжей части почти не происходит.
Характерным для зимних условий является исчезновение четких очертаний границ земляного полотна и сглаживание его форм. В районах с длительным зимним периодом, частыми снегопадами и метелями при регулярной снегоочистке напри- кромочных полосах обочин и проезжей части образуется ровный плотный слой снега шириной 0,2—0,6 м и толщиной 2—10 см, по которому может происходить движение автомобилей (рис.
11.4).
ПРАВИЛА ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ (взамен ВСН 6-90)
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ (РОСАВТОДОР)
Москва 2002
4.3. Определение фактической категории существующей дороги
4.3.2.
Фактическую категорию существующей дороги на момент обследования и оценки состояния определяют путем сопоставления основных геометрических параметров с нормативными. К указанным параметрам относят ширину проезжей части (ширину основной укрепленной поверхности), продольные уклоны и радиусы кривых в плане.
Что логично вытекает из ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
п.с.
Как определить ширину проезжей части зимой
В горных районах иногда за один снегопад образуется слой толщиной до 1 м. Свежевыпавший сухой рыхлый снег имеет плотность от 0,07 до 0,12 г/см3; если выпадает влажный или мокрый снег, его плотность может достигать 0,2-0,25 г/см3. Верховая метель-снегопад при ветре, когда снег переносится в слое воздуха высотой до 100 м. Низовая метель — перенос частиц ранее выпавшего снега без выпадения снега из облаков.
Разделяется на поземку — перенос частиц снега поднятием над уровнем снежного покрова до 30 см, и на собственно низовую метель — переносимые частицы снега поднимаются на высоту до 10 м.
Отчасти помогает вот что: стоп-линию (разметку 1.12) рисуют не более чем за 5 метров от светофоров на стойке и не более чем за 20 метров от подвесных (ГОСТ Р 52289–2004) — выдерживайте эти расстояния, если подозреваете, что на перекрёстке может быть стоп-линия.
И последнее: помимо ситуаций, когда разметку не видно совсем, бывает, её видно очень плохо. Из-за руля она почти неразличима, но на обработанных фотографиях, которые изучит суд, она вполне может проявиться.
При разъезде автомобилей незначительный недосмотр обернется или аварией, или заездом в чей-то огород. И если ширина дороги вне стандартов, то водитель, создавший аварийную ситуацию, не должен нести ответственности.
Недостатки узких дорог
Часто фиксируются сотрудниками ГИБДД аварии на дорогах, чья ширина не отвечает стандартным требованиям. То есть ширина проезжей части дороги в населенном пункте не была равна 2.75 метрам. Если факт имел место, то виновными ДТП будут признаны организации, строившие дорожную магистраль.
В жизни бывает и так, что допущенная к эксплуатации дорога, отвечала поперечными размерами стандартным требованиям. Их сузили погодные условия. Особенно зимой небрежно очищенный снег с проезжей части к обочине, сужает проезжую часть, делая ее меньше положенного метража.
И улицы городов, с разрешенной скоростью движения автотранспорта до 100 км/ч.
- Профильный Государственный стандарт общей ширины улицы, где транспорт движется по четырем полосам в оба направления, требует, чтобы она не должна быть меньшей 15 метров. Приводится, как пример чистой широты без учета площади, занимаемой разделительными элементами.
- 8 полос движения. Сегодня строятся, сдаются в эксплуатационный режим восьми полосные дороги в одну и другую стороны. В мегаполисах уличные автомагистрали играют роль разгрузочных трасс от большого количества автотранспорта. Общая проезжая часть в поперечном размере равняется 30 метрам.
Но таких автобанов в России легко пересчитать по пальцам.
ГОСТ не выступает против строительства автодорог с шириной 3,5 метра.
Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.
Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия — «в населенном пункте» и «вне населенного пункта».
И тут важно не запутаться.
ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.
Ширина полосы движения, мКатегория дорогиОписание4,5VДорога с одной полосой движения.
Такие дороги могут использоваться для подъезда к отдаленным деревням с небольшим количеством жителей.3,75IА, IБ, IВ, II (c 2 полосами)IА, IБ, IВ — широкие дороги (с 4 полосами и более), имеющие разделительную полосу. Это самые скоростные дороги в России. II (c 2 полосами) — двухполосная дорога без разделительной полосы.
Это самый распространенный тип дорог вне населенных пунктов.3,5II (с 4 полосами), IIIII (с 4 полосами) — четырехполосная дорога с разделительной полосой или без нее. III — двухполосная дорога, на которой нет железнодорожных переездов и пересечений с трамвайной линией (только путепроводы).3IVДвухполосная дорога, которая может пересекать трамвайные или железнодорожные пути.
Обратите внимание, размеры полос в ГОСТ варьируются в широких пределах (3 — 4,5 метра).
Причем легковой автомобиль на такой полосе помещается без проблем, т.к.
На участках с укрепленными на всю ширину обочинами сокращения ширины проезжей части почти не происходит.
Характерным для зимних условий является исчезновение четких очертаний границ земляного полотна и сглаживание его форм. В районах с длительным зимним периодом, частыми снегопадами и метелями при регулярной снегоочистке на прикромочных полосах обочин и проезжей части образуется ровный плотный слой снега шириной 0,2-0,6 м и толщиной 2-10 см, по которому может происходить движение автомобилей. Фактическая ширина проезжей части, используемая для движения на дорогах с хорошим зимним содержанием, как бы увеличивается. Поэтому на отдельных участках дорог зимой могут быть лучшие условия для движения, чем летом. Средняя ширина фактически используемой полосы движения составляет 8-8,5 м, т.е. больше, чем ширина проезжей части.