Госзакупки 44 сайты описание о коррупции основные знания
– антикоррупционное обучение и воспитание указанных лиц;
– принятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в сфере закупок товаров, работ и услуг;
– осуществление контроля за доходами и расходами лиц, осуществляющих деятельность в сфере государственных закупок.
Методами же борьбы с проявлением коррупции в сфере госзаказа, применяемыми непосредственно на сотрудника, занятого в сфере закупа можно отнести:
– проверка анкетных данных, биографии кандидата и отзывов с предыдущих мест работы;
– специальные глубинные тестирования кандидатов при приеме на работу, что позволит получить достаточно четкий психологический портрет, в том числе, с точки зрения потенциальной склонности к незаконному обогащению за счет работодателя;
– эффективная мотивация сотрудников.
Коррупционные действия производятся вопреки интересам страны, с целью расхищения бюджетных средств и одновременно направлены на извлечение личной выгоды соответствующим должностным лицом.
Особенностью коррупционных действий в сфере госзакупок является то, что они:
– совершаются специальными субъектами (т. е. госслужащими и, как правило, наделенными широкими полномочиями);
– совершаются благодаря служебному положению и полномочиям соответствующего должностного лица;
– непременно направлены на получение личной выгоды должностным лицом;
– нарушают законные интересы государства;
– выполняются должностным лицом умышленно;
– выполняются в интересах лица, предлагающего должностному лицу предоставление той или иной формы вознаграждения (например, взятки и т.
Госзакупки 44 сайты описание о коррупции основные знания
Стоит отметить, что изначально принятие нового закона в сфере госзакупок 44-ФЗ и закона о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ, которые пришли на смену 94-ФЗ, было направлено именно на повышение открытости закупочной отрасли и минимизацию возможностей применения коррупционных схем.
Но, помимо 44-ФЗ и 223-ФЗ, перечень мер, которые направлены на недопущение коррупционных действий, содержится в следующих законах:
- ФЗ-273 «О противодействии коррупции» от 2008 года;
- ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года;
- ведомственных, территориальных и отраслевых программах по противодействию коррупции.
Также на сегодняшний день действуют некоторые методические рекомендации, которые направлены на профилактику коррупции со стороны госслужащих.
Госзакупки 44 сайты описание о коррупции основные знания и умения экономиста
ФЗ.
Так, в УК предусмотрено сразу несколько статей, которые квалифицируются как коррупционные действия. Это:
- ст. 200.4 за злоупотребления в сфере госзаказа;
- ст. 200.5 за подкуп контрактного управляющего или члена комиссии по закупке;
- ст. 285.1 за нецелевое расходование бюджетных денег и 285.2 – если речь шла о деньгах из внебюджетных фондов;
- ст. 286 за превышение должностных полномочий;
- ст. 289 за незаконное предпринимательство;
- ст.290 – получение взятки;
- ст. 291 – дача взятки и пр.
Таким образом, отдельную группу правонарушений в закупочной отрасли формируют коррупционные нарушения в сфере государственных закупок.
- Направление потенциальным поставщиком по сговору с заказчиком самой низкой цены в заявке на участие.
- Установление непривлекательной для поставщиков схемы оплаты при исполнении госзаказа. В частности если оплата предполагает длительную отсрочку.
- Некорректное толкование результатов конкурса в пользу определенного поставщика.
- Заведомо некорректное внесение данных в ЕИС: смешение в описании предмета закупки кириллицы и латиницы и пр.
Согласно сложившейся практике, наиболее коррумпированными в госзакупках являются сферы оказания строительных услуг, ремонта дорожного покрытия, услуг, медицинской сферы и пр.
Благотворной почвой для распространения коррупции в сфере госзаказа по ст.
- Нереальные сроки выполнения работ.
Обычно речь идет о слишком сжатых сроках исполнения госконтракта, в которых подрядчику невозможно его исполнить.
4) техническое задание;
5) проект контракта;
6) иные документы в зависимости от формы конкурентной процедуры.
Целью антикоррупционной экспертизы документации о закупке являются выявление коррупциогенных факторов, т. е. таких положений (несоответствие начальной (максимальной) цены закупаемых товаров, работ, услуг среднерыночным ценам на данный тип и или вид товаров, работ, услуг; нереальные сроки выполнения контракта, «заточки» под определенный вид товара, завышенные требования к участнику размещения заказа и прочее), которые могут создать условия для возникновения коррупционных отношений, и выработка предложений по их устранению.
Отчасти эту проблему законодатель пытается решить внедрением унифицированных типовых документов, применяемых в закупках: типовые контракты, каталог товаров, работ, услуг, пограничные сроки оплаты.
Признаки коррупционного тендера и госзаказа
Признаки коррупционного тендера и госзаказа Учитывая положения №273-ФЗ и Конвенции ООН против коррупции, действия признаются коррупционными в случае соответствия следующим признакам:
Они совершаются специальными субъектами (обычно госслужащими с широкими полномочиями).
Они предполагают использование служебного положения и полномочий должностного лица.
Они имеют целью получение выгоды должностным лицом. Они нарушают законные государственные интересы.
Они умышленны.
Немалая часть коррупционных нарушений происходит в сфере государственного заказа. Можно выделить следующие признаки, которые позволяют отнести тендер или госзаказ к коррупционному: Цена (НМЦК по контракту, указанная в извещении на закупку).
Указывать на коррупционную составляющую может как заниженная, так и завышенная.
Уполномоченной на проведение контроля органом в сфере госзакупок выступает Федеральная антимонопольная служба, или ФАС. Такими полномочиями она была наделена в 2015 году положением «О ФАС». Для реализации своих полномочий ФАС на уровне РФ, региона или муниципалитета может проводить плановые и внеплановые проверки.
В 44-ФЗ предусмотрены три разновидности антикоррупционного контроля.
Помимо ведомственного контроля, который производится ФАС и иными государственными организациями (по ст. 100 44-ФЗ), здесь выделен внутренних контроль со стороны заказчика по ст. 101 44-ФЗ и общественный контроль со стороны граждан, их объединений и юрлиц по ст. 102 44-ФЗ.
В европейских странах, чиновники, отвечающие за государственные закупки, выделены в отдельную категорию государственных служащих и получают более высокое вознаграждение за свою работу по сравнению с остальными своими коллегами — своеобразная «доплата за честность». Это поддерживает престиж профессии.
– ротация сотрудников занятых в сфере госзакупок, что позволяет разрушить имеющиеся у недобросовестных чиновников договоренностей с поставщиками (исполнителями)
– формирование корпоративной этики нетерпимости к коррупции.
Еще одним методом борьбы с проявлением коррупции в сфере госзаказа внедрение в практику проведение антикоррупционной экспертизы документации о закупки.