Государственная власть в испании кратко
Три последние (Каталония, Страна Басков и Галисия) образованы по национальному принципу на территории проживания соответствующих коренных народов — каталонцев, басков, галисийцев. Эти сообщества, а также Андалусия, обладают наиболее высокой степенью автономии по сравнению со всеми остальными. Действует Конституция 1978 г. По форме правления Испания является конституционной парламентской монархией. Политический режим демократический. Глава государства — Король, являющийся, согласно Конституции, символом государственного единства и постоянства, «гарантом правильного функционирования государственных институтов». Достаточно обширные полномочия Короля могут быть осуществлены им только с контрасигнации Председателя Правительства или соответствующего министра.
При короле Филиппе II подобных советов существовало уже двенадцать, они охватывали значительную часть деятельности самодеятельного населения и в целом страны.
Бурный ХХ век
После недолгого расцвета в эпоху европейского средневековья, Испания медленно входила в полосу кризиса, что было заметно практически во всех областях.
Государственная власть в испании кратко
Уровнем ниже ответственные сотрудники муниципалитетов всех пятидесяти испанских провинций назначаются общинами на условиях свободных выборов, и вместе с региональными парламентами отправляют своих представителей в верхнюю половину парламента страны – сенат Национального Законодательного собрания, находящегося в столице.
Члены нижней палаты парламента государства назначаются демократическим путем – прямым всеобщим голосованием сроком на четыре года и обладают немного большими полномочиями, в частности, могут решать вопрос недоверия действующему кабинету министров. В нескольких автономных регионах страны (Страна Басков, Каталония и др.), уровень государственного языка вместе с официальным испанским имеют местные диалекты.
Такая форма государственного устройства в Испании до сего времени позволяет сохранять единство в стране.
Государственная власть в испании краткое
Каждые три года сменяется 4 судьи,срок службы которых подходит к девяти годам. Через еще 3 года – следующие 4 судьи . Таки образом, за 9 лет происходит полная замена состава.Председатель Верховного Суда Испании также назначается Королем.
Следующий судебный орган – Конституционный суд, рассматривающий вопросы, связанные с положениями Основного закона Испании.
В Национальном суде Испании (Audiencia Nacional), юрисдикция которого распространяется на территорию всей страны, рассматриваются уголовные дела общенационального и международного масштабов, а также сложные и запутанные гражданские дела.
Региональные суды
Кроме национальных, в Испании имеется четыре категории (уголовный, гражданский, социальный и административный) судов в отдельных районах, провинциях, юридических округах и муниципалитетах страны.
Высшим судебным органом в Испании во всех делах, за исключением тех, которые относятся к конституционным гарантиям, является Верховный Суд, юрисдикция которого распространяется на всю территории Испании.
Председатель Конституционного Суда назначается Королем по предложению Генерального Совета судебной власти сроком на три года.
Конституционный Суд Испании состоит из 12 членов, назначаемых Королем; из них 4 по предложению Конгресса, принимаемому большинством в три пятых голосов из числа его членов, 4 — по предложению Сената, при таком же большинстве, два — по представлению Правительства и два — по предложению Генерального Совета судебной власти.
Члены Конституционного Суда назначаются из числа судей и прокуроров, профессоров университета, государственных служащих и адвокатов.
В чрезвычайных и срочных случаях Правительство вправе издавать временные законодательные акты в виде декретов-законов (они, однако, не могут касаться основных институтов государства и права, обязанностей и свобод граждан), которые должны быть рассмотрены и утверждены Кортесами в 30-дневный срок. Конституция 1978 г.
Судьи независимы, несменяемы, ответственны перед законом и подчиняются только закону.
Конституция Испании устанавливает, что судьи и члены судов не могут быть отстранены от должности, уволены в отставку переведены с одной должности на другое или на пенсию, кроме как на основании причин и с соблюдением условий, предусмотренных законом.
Осуществление судебной власти в Испании на всех стадиях отправления правосудия, вынесение судебных решений и приговоров и обеспечение их применения относится исключительно к ведению судей и судов, определенных законом, в соответствии с условиями полномочий и порядка судебного разбирательства, ими же установленными. Судьи и суды не осуществляют иных функций, кроме судебных.
Принцип единства судебной власти является основой организации и деятельности судов в Испании.
Если наследник несовершеннолетний и не может приступить к своим обязанностям, если его не назначил покойный Король или отсутствует законный регент, то Генеральные кортесы назначают группу в несколько человек. Группа регентов обязана исполнять роль опекуна несовершеннолетнего Короля. На таких заседаниях решаются вопросы ратификации международных договоров по всем направлениям.
Генеральные кортесы обладают исключительным правом вносить поправки и в законы, изменяющие Конституцию.
Правительство Испании осуществляет общее руководство внутренней и внешней политикой. Полномочия Правительства распространяются на издание и контроль выполнения законов, административных актов. Правительство с одобрения Короля имеет право назначать чиновников различного ранга – как гражданских, так и военных.
В период франкизма был издан ряд специальных законов, направленных на подавление демократических сил и нередко предусматривавших единственную меру наказания — смертную казнь (законы о масонстве и коммунизме 1940 г., о вооруженном мятеже, бандитизме и терроризме 1943 г. и др.), а также законы о применении «мер ресоциализации» к бродягам и другим «социально опасным» лицам (1970). После восстановления демократии и принятия Конституции 1978 г. появились дополняющие Уголовный кодекс нормативные акты, которые защищали права граждан: законы о преступлениях, состоящих в посягательствах на свободу слова, собраний и ассоциаций, 1980 г., о наказаниях за незаконное подслушивание телефонных разговоров 1984 г. и др.
Следующий УК (1870) представлял собой прежний Кодекс с некоторыми изменениями и дополнениями в духе либеральной неоклассической школы в уголовном праве, допускавшей возможность смягчения наказаний, провозглашавшей цели «исправления» осужденного и т.п. В 1928 г., в период господства реакционной диктатуры Примо де Риверы, был издан Уголовный кодекс, отличавшийся неоправданной жестокостью и вместе с тем техническим несовершенством. По свержении диктатуры он был отменен (1930) и возобновлено действие УК 1870 г.
Установившаяся в Испании после гражданской войны 1936-1938 гг. диктатура Франко не отказалась от УК 1870 г., а лишь заменила его новой редакцией 1944 г. В дальнейшем текст УК не раз подвергался изменениям (1963, 1971, 1983 гг.).