Федеральный закон об ограничении пользования мобильными телефонами в школе
Рубцова Н.Б.).
Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях
(далее — Методические рекомендации)
1. Общие положения
Целью настоящих Методических рекомендаций является определение порядка использования устройств мобильной связи в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования (далее-образовательные организации, общеобразовательные программы) с целью профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса.
2.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2019 г. №№ МР 2.4.0150-19/01-230/13-01)
Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях (далее — Методические рекомендации)
1. Общие положения
Целью настоящих Методических рекомендаций является определение порядка использования устройств мобильной связи в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — образовательные организации, общеобразовательные программы) с целью профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса.
2.
- Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях (далее — Методические рекомендации)
- 1. Общие положения
- 2.
- Федеральный закон об ограничении пользования мобильными телефонами в школе
- Федеральный закон об ограничении пользования мобильными телефонами в школе 2019
- Федеральный закон об ограничении пользования мобильными телефонами в школе 2018
- Плюсы и минусы запрета телефонов
Федеральный закон об ограничении пользования мобильными телефонами в школе
«В частности, рекомендуется предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию, а также ограничить использование школьниками устройств мобильной связи во время учебного процесса», — говорится в сообщении Роспотребнадзора.
В школах рекомендуется предусмотреть места для хранения телефонов. Для детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья, например, для мониторинга сахара крови при сахарном диабете, а также для педагогических работников и родителей может быть сделано исключение.
Порядок использования телефонов во время учебы может быть согласован с родителями школьников.
В разработке рекомендаций принимали участие Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования.
Федеральный закон об ограничении пользования мобильными телефонами в школе 2019
Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.
Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4%.
В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.
Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы2.
В Бельгии3 и Великобритании4 вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально.
Федеральный закон об ограничении пользования мобильными телефонами в школе 2018
— осуществлять мониторинг и анализ работы образовательных организаций по упорядочению использования участниками образовательного процесса устройств мобильной связи с целью профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов, повышения эффективности образовательного процесса и воспитания;
— распространить Памятки для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи.
Алихан Динаев, победитель конкурса «Учитель года России-2018», учитель обществознания, общественный советник Министра просвещения РФ:
— Ссылаться на международный опыт в этом вопросе бесполезно.
Документ составлен на основе анализа международного опыта использования устройств мобильной связи школьниками. Также учтены данные проведенного опроса общественного мнения, согласно которым 61 процент обучающихся, 89 процентов родителей и 90 процентов педагогов поддержали ограничение использования мобильных телефонов школьниками во время уроков.
Как отмечают в Роспотребнадзоре, анализ международного опыта выявил, что длительное время использования мобильных телефонов могут привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания.
В течение года Роспотребнадзором будет проведен мониторинг функционального состояния здоровья школьников при ограничении использования мобильных устройств связи.
- Главная
- Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- «Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях» (утв. Роспотребнадзором N МР 2.4.0150-19, Рособрнадзором N 01-230/13-01 14.08.2019) (вместе с «Результатами исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей», «Памяткой для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи»)
Использование учениками мобильных телефонов в школах рекомендовано ограничить
«Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях» (утв.
Вместе с тем, даже не все учителя выступают против запрета телефонов.
Плюсы и минусы запрета телефонов
Запрет использования телефонов в школе – инициатива неоднозначная.
Такое решение имеет как ряд достоинств, так и недостатки.
A.I. et al., 2014; Moreira, G.A et al., 2017; Григорьев Ю.Г. и др., 2017Гиперактивность, повышенная раздражительность, снижение умственной работоспособности, долговременной памяти, расстройства сна, нарушения коммуникативных способностей, склонность к депрессивным состояниямPanda N. et al., 2010Нарушения фонематического восприятияSparrow et al., 2011Запоминают не саму информацию, а место, где эта информация может быть доступнаLu M. et al., 2012 L. Hardell et al., 2013Риски доброкачественных и злокачественных опухолей головного мозга, слухового нерваRalph et al., 2013Более высокие уровни ежедневных сбоев вниманияThornton et al., 2014«Простое присутствие» сотового телефона может привести к снижению внимания и ухудшению выполнения задач, особенно для задач с высокими когнитивными требованиямиLepp et al., 2014Положительная корреляция между использованием смартфона и беспокойствомOwens, J.A.
Pediatr. Adolesc. Med. 2010. T. 164. P. 425-431; https://jamanetwork.com/journals/jamapediatrics/article-abstract/383160; Moreira, G.A., Pradella-Hallinan M. Sleepiness in Children // Sleep Med. Clin. 2017. № 12. P.