Есть ли в белоруссии приватизация
Зачастую разобраться по какой цене отражены активы в балансе наших предприятий не представляется возможным. А уж иностранным инвесторам объяснить: почему акции выставляются на продажу по балансовой стоимости – можно только национальными особенностями белорусской приватизации .Правительства многих стран пытаются избавиться от активов, которые вынуждены были приобретать, спасая компании от банкротств. Способна ли Беларусь сделать конкурентоспособное предложение для иностранных инвесторов?
Действительно, на рынках соседних стран гораздо больше предложений. В 2010 году правительство РФ планирует приватизировать около 250 федеральных государственных унитарных предприятий.
Причем заказчиком мог выступать менеджмент приватизируемых предприятий, не разделяющий идеалов «народного капитализма» и стремящийся консолидировать в своих руках контрольный пакет. Волна жалоб и скандалов с участием СИФов нарастала, их деятельность приостанавливалась президентом Беларуси для проверки, а у 32 из 47 были приостановлены лицензии – все это не могло не сказаться на активности фондового рынка и результатах чековой приватизации.
Кроме того, быстро выявилось несоответствие количества полученных населением чеков и скорости приватизации.
Аналитики отмечали, что
«в 1994-м году начислено 22,4 процента чеков от общего объема предполагаемой их выдачи, а разгосударствлено всего 5,6% имущества, подлежащего реформированию, вместо 20% намеченных программой… за январь нынешнего года начислено еще 3,3 процента чеков, но не разгосударствлено ни одного предприятия» [11, с.
Постановление обязывало министерства и ведомства совместно с Комитетом по управлению имуществом до 1 января 1992-го года принять все союзные предприятия в республиканскую собственность.
Несмотря на то, что де факто предприятия союзного подчинения без особенных эксцессов перешли под контроль Республики Беларусь к началу 1992-го года, юридически такое положение дел было закреплено только Соглашением о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности, подписанным руководителями бывших союзных республик 9 октября 1992-го года.
Эта борьба вокруг союзной собственности и, как её результат, двойственная экономическая политика номенклатуры (которая на макроуровне активно противодействовала процессам, поощряемым ей же на уровне низовом) задала формат и стиль белорусского капитализма на годы вперед.
Есть ли в белоруссии приватизация
Беларусь, как и весь мир, испытывает на себе последствия глобального экономического кризиса. Капитализация предприятий снизилась в отдельных случаях в разы.
В ожидании исправления ситуации, правительство считает разумным не форсировать процесс передачи предприятий частным инвесторам .
Проведение инвестиционных конкурсов по продаже пакетов акций, принадлежащих государству, достаточно сложный и трудоемкий процесс, требует подготовки качественных бизнес-планов инвестиционных проектов, экспертизы на уровне отраслевых органов управления для выработки условий конкурсов.
В этой связи Калинин предлагает внести изменения в законодательства, которые позволят начать малую приватизацию и запустить выкуп предпринимателями арендуемого у государства имущества.
Приватизация-2019: быть или не быть
Стоит отметить, что премьер-министр в сентябре распорядился создать рабочую группу, которая будет рассматривать случаи, когда госорганизации и госорганы отказываются продавать предпринимателям сдаваемое в аренду имущество.
«Рабочая группа необходима для анализа и мониторинга ситуации в этом направлении, чтобы можно было оценить масштаб проблемы и выработать конкретные предложения», — рассказала директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им.
Большая часть работников должна была трудиться на условиях «вторичной занятости» – в свободное от остальной работы время; кооператив мог оказывать услуги только населению, но не предприятиям. Все это, естественно, делало кооперацию маргинальным явлением [2, c.
5-6].
А кооперативное движение давало возможность внести в социалистическую систему элементы рынка идеологически безопасно.
Разговоры о кризисе в стране приутихли, а, по данным официальной статистики, общий размер госдолга Белоруссии за первый квартал 2012 года вырос всего лишь на $75 млн, до $14,1 млрд. Это чуть больше 40% ВВП страны, что по нынешним европейским меркам совсем немного.
К тому же текущий экономический кризис – далеко не первый в новейшей истории Белоруссии.
И если бы Лукашенко допускал возможность реальной распродажи государственных активов, то это бы уже давно случилось. Например, в 1998 году, когда российский дефолт очень серьезно затронул и Белоруссию.
Еще одним вектором, в соответствии с которым в советскую экономику внедрялись элементы рынка и формировались предпосылки для возрождения института частной собственности на средства производства, стали отношения аренды.
Законодательную базу для этого заложил Указ Президиума ВС СССР№10277-ХІ«Об аренде и арендных отношениях в СССР» , принятый в начале 1989-го года.
Всего с 1994-го года лицензии на работу в качестве СИФ получили 47 субъектов, самому крупному из них – «Первому республиканскому инвестиционному фонду» доверили (отчасти благодаря удачной мимикрии названного фонда под государственное предприятие) свои чеки более 60 тысяч граждан.
Однако на практике быстро стали очевидны противоречия такого способа приватизации. Инвестиционные фонды, согласно белорусскому законодательству не могли приобретать более 10% акций одного предприятия в процессе приватизации и инвестировать более 5% своих фондов в ценные бумаги одного эмитента. В результате СИФы довольно быстро отказывались от управления пакетами акций и переходили к полулегальной скупке у населения чеков и акций «под заказ».
Нельзя стать собственником и иных категорий объектов, в том числе комнат в общежитиях; соцквартир; жилой недвижимости, расположенного на территории эвакуированных районов; объектов жилой недвижимости, в которых производится капитальный ремонт или реконструкция, а также любых других объектов с самовольными перепланировками.
Сколько стоит приватизировать квартиру?
Цена процедуры зависит от основных качеств жилья. В качестве основы берется оценочная стоимость квартиры.
Она устанавливается по данным бухгалтерского учета на первое число месяца, в котором гражданин подал заявление о приватизации недвижимого имущества. В случае, если гражданин не согласен с результатами оценки, он вправе оспорить экспертизу и реализовать независимую оценку рыночной стоимости приватизируемого объекта.
Сергей Сидорский недавно заявлял, что «Мы никогда не стремились и не будем стремиться продавать те объекты, которые являются весомыми и значимыми для экономики». Иное дело, если рынки сбыта еще долго не оживятся, цены на активы не отрастут, а зарубежные кредиты иссякнут. Тогда государству, чтобы обслуживать внешний долг, боюсь, придется расстаться с несколькими крупными предприятия и на невыгодных условиях.
Правительство нашей страны принимает определенные меры для привлечения капиталов в отечественную экономику. Но многие аспекты еще предстоит доработать: необходимо обеспечить доступность кредитов, стимулирующий производство характер налогообложения и ценообразования, дать возможность приобретать в собственность землю.
Как отразился кризис на деятельности Вашей компании?
Спрос на услуги по акционированию диктует план принятый Правительством на 2008-2010гг.
В качестве приоритетных для реформирования направлений выделялись: легкая, пищевая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Хотя приоритет оставался за арендой предприятий с последующим выкупом, в оборот водились такие формы разгосударствления, как продажа по конкурсу или с аукциона.
В 1993-м году был принят Закон №2103-ХІІ «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» в котором главными принципами разгосударствления объявлялись: сочетание возмездного и безвозмездного способа приватизации, предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов и поэтапность процесса приватизации. В том же году был принят Закон №2468-ХІІ «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь».