Если свободные земельные доли отсутствуют
Поступление на работу после даты проведения собрания, хотя бы к этому моменту проект перераспределения земель еще и не был утвержден главой администрации, не давало права на земельную долю.
В то же время увольнение работника по любому основанию в период со дня проведения собрания до момента утверждения проекта главой администрации не лишало его права на земельную долю, поскольку он это право уже заработал, что подтверждено собранием.
Увольнение же по собственному желанию или по иному основанию кроме сокращения штата или численности работников в период до утверждения списков собранием являлось основанием для невключения работника в списки или исключения его из списков, поскольку он уже работником не являлся.
Суд рассмотрел иск У. к администрации Н-ского района о признании права собственности на земельную долю — в списках есть, но не было выдано свидетельство.
На основании постановления (ФИО владельца) было выдано свидетельство о праве собственности на земельную долю общей площадью (га) без выдела в натуре в праве общей долевой собственности на земельный пай (адрес).
Согласно 5 п. ст. 79 ЗК РФ, использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется ФЗ N 101. Положениями Закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
В соответствии со ст. 12.1 невостребованной долей может быть признана земля, принадлежащая лицу, которое не передало этот пай в аренду или не распоряжалось им в течение 3 и более лет.
Здравствуйте Олег!
Из документов у Вас имеется А) ПОСТАНОВЛЕНИЕ мэра органа власти в соответствии с которым земля в общей долевой собственности определена из общей площади Вашего совхоза и составляла ..нн.. гектаров на момент его реорганизации. Б) дубликата Свидетельства права собственности на землю (имеет белый цвет), которое имеет серию и номер, выдавалось на основании Указа Президента РФ от 27.10.1994 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»
ДЛЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО СВЕДЕНИЙ.С начала земельной реформы принят Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе»1 и от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. от 21 марта 2002 г.).
Закон «О земельной реформе» был адресован только пользователям земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные доли при реорганизации хозяйств возникали в результате раздела земельных массивов на доли, а после реорганизации — из фонда перераспределения, который также был образован из оставшихся неразделенными конкретных земельных участков.
Следовательно, если все доли какого-либо земельного массива распределены между собственниками и распределен фонд перераспределения, то другим лицам, хотя бы это лицо было одно и оно имело право быть включенным в списки, но по каким-то причинам пропущено в них, этому лицу долю в этом массиве без уменьшения долей всех собственников выделить невозможно и недопустимо законом без оспаривания права всех собственников земельных долей.
На сегодняшний день законодательство допускает выделение земельных долей лицам, пропущенным в Списках, только из фонда перераспределения земель (ст.
Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
При наличии по делу «уточненных списков» суду следует выяснять, из каких фондов выделялась земля этим лицам, поскольку если этот список является дополнением к основному и на ту же землю, которая предоставлялась в общую долевую собственность, то размер первоначально определенных земельных долей подлежал перерасчету.
«Списки на получение свидетельств о праве собственности на землю». Если следовать логике, то это те же, утвержденные главой администрации района, основные списки, которые после утверждения проекта перераспределения земель должны были направляться в Районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
Гражданского процессуального кодекса РФ, к исковому заявлению в суд на невостребованные земельные доли необходимо приложить следующие копии:
- искового заявления по количеству третьих лиц и ответчиков;
- решения муниципального органа местного самоуправления о приватизации земли с приложением списка владельцев;
- протокола общего собрания собственников;
- перечня невостребованных земельных долей;
- решения органа местного самоуправления и списка невостребованных земельных участков;
- публикации в СМИ сообщения о проведении общего собрания участников и перечня невостребованных долей;
- кадастровой выписки на землю в общей долевой собственности.
Также понадобится документ, подтверждающий полномочия специалиста, подписавшего заявление, а также документы, которые подтверждают обстоятельства дела.
В 2010 году в закон «Об обороте земель сельхозназначения» был даже включён специальный пункт (пункт 3 статьи 19.1), который обязывал органы местного самоуправления поторопить земельных пайщиков. Сельские администрации должны были, начиная с 2013 года, созывать общие собрания и ставить вопрос о межевании участков и проведении кадастровых работ.
Но, видимо, это не помогло до конца избавиться от «общей собственности» на земельные массивы. Минсельхоз счёл, что те, кто не выделил доли и не зарегистрировал право собственности на землю, не особенно-то и нуждаются в земле – а значит, угодья можно сделать сначала «ничейными», а потом государственными.
Администрация сделает всё за собственника
Если законопроект примут, пункт 3 статьи 19.1 ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» будет изложен в новой редакции.
Г-ского района о признании права на земельную долю из фонда перераспределения, так как при реорганизации колхоза «Маяк» она была пропущена в списках, хотя работала в социальной сфере на селе — истопником сельского магазина, а закон не содержат норм, которые бы запрещали выделять земельную долю сезонным работникам социальной сферы. Суд отказал в иске, мотивировав тем, что принцип недопустимости наделения правом сезонных работников хозяйств распространяется и на работников социальной сферы.
Отдельная категория лиц, претендующих на земельную долю — иностранцы.
Земельным законодательством 1990-х годов не предусматривалось наделение иностранных граждан земельной долей.
При таком толковании права не могут быть наделены землей, например, лица социальной сферы, которые фактически имели право на земельную долю, но не были включены в списки преднамеренно (по решению собрания) на основании Постановления Правительства N 86.
В действительности же смысл данного словосочетания связан с размером земельной доли, которая при выделении её из фонда перераспределения должна быть в пределах нормы, установленной по данному хозяйству в момент его реорганизации. При таком толковании права земельной долей подлежат наделению все незаконно пропущенные, в том числе «законно» не включенные в списки лица независимо от действовавшего в период реорганизации хозяйства закона.
Также в этой норме имеет значение понятие «первоначальные списки». То есть, те списки, которые были первыми и основными на земельные доли.
3. Оспорить местоположение земельного участка, подлежащего выделению в счет невостребованных земельных долей, в случае если это местоположение не было определено общим собранием участников долевой собственности. Исковое заявление о нарушении Ваших прав направляется в суд в общем порядке.
Допустим, Вас исключили из опубликованного списка собственников невостребованных долей на основании поданного заявления о желании (намерении) воспользоваться правами участника долевой собственности.
Далее необходимо распорядится своей земельной долей.
На основании ст. 14 ЗКО в судебном порядке признается только право на земельную долю и эта доля должна находиться в составе земель фонда перераспределения. На основании решения о признании права на земельную долю истцу предоставляется земельный участок в счет земельной доли. Данный земельный участок в соответствии с ч.ч. 2 — 4 ст.
14 ЗКО предоставляется органом местного самоуправления во внесудебном порядке.
Неправильное определение предмета иска приводит к принятию судебных решений, исполнение которых будет затруднительно или вообще невозможно.
Кто ответчик по таким делам?
Исходя из того, что право на земельную долю признается из фонда перераспределения земель, ответчиком должен быть собственник фонда перераспределения земель.
Указа Президента РФ от 27.12.1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» установлено, что в случае несоответствия отдельных положений земельного законодательства и Указа Президента 323 применяется Указ. А в Указе нет никаких ограничений в отношении работников социальной сферы).
— Положение о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4.09.1992 г. N 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»;
— Рекомендации по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренные постановлением Правительства РФ от 1.02.1995 г.