Эмпирический характер нормативного определения права
Сформулированная в «Манифесте Коммунистической партии» характеристика буржуазного права как возведенной в закон воли господствующего в данном обществе класса стала определяющей для марксистского понимания права вообще.
«Ваше право, – писали, обращаясь к буржуазии, Маркс и Энгельс, – есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса».
Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации: «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права» (В. И.
(«нельзя») и обязываний («должно»), которые определяют общий масштаб поведения субъекта. Право имеет неперсонифицированный, неконкретный, общий характер. Здесь нет индивидуального адресата, поскольку право регулирует не конкретную ситуацию, а ряд сходных ситуаций; оно распространяет свое действие па всех, кто оказался в определенных условиях, в определенном качестве; характеризуется неоднократностью и длительностью действия.
Право – это не просто совокупность норм, а определенная их система. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, и чем теснее согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право.
Право устанавливается государственными органами. Каждый государственный орган в пределах своей компетенции издает нормативные акты, в которых содержатся нормы права.
Эмпирический характер нормативного определения права
Тем самым содержание права конкретизирует сущность права данного общества во всем многообразии составляющих его правовых норм.
Право отличается от других социальных норм (обычаев, морали, норм общественных объединений) рядом присущих только ему специфических особенностей, характерных черт.
Эмпирический уровень теории праваУважаемые посетители! Статьи размещенные на нашем сайте носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна. Для решения конкретной задачи вам необходимо заполнить форму на сайте, либо задать вопрос онлайн консультанту справа.
Ну а лучше, позвоните нам по телефонам! Это быстрее и бесплатно!
Эмпирический уровень теории права
Эмпирический уровень – это уровень фактов, полученных в результате конкретных исследований.
Эмпирия – это знания о мире в его существовании, то есть в его проявлениях во вне.
Эмпирический факт
Эмпирический факт представляет собой индивидуальную характеристику, данную в непосредственном опыте, он представляет объект в его единичном существовании.
Эмпирическое представление о норме права
Невозможно эмпирически представить норму права, систему права или правоотношение как фактические данности, так как это – абстрактные понятия. Еще сложнее это сделать применительно к праву – многогранному, многоаспектному феномену.
Но это не означает, что мысленно невозможно соотнести эти понятия с единичными суждениями. Поэтому трудности выделения эмпирического уровня теории права не дают оснований для отказа от теории права как таковой и от признания ее наукой.
Обязательно поделитесь с друзьями!
21.05.2017Владимир Росляков
Автор
Юрист, консультант проекта sud-isk.ru с более 15-летним опытом работы в юридической сфере.
Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных или санкционированных государством, реализация которых обеспечивается силой государственного принуждения.
Признаки права:
Нормативность. Исходящие от государства властные предписания можно разделить на две группы — индивидуально-правовые и нормативные.
Первые — суть конкретные указания, вторые — правила общего характера. Право представляет собой именно систему норм, то есть не конкретных указаний — кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения.
Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого лица, попавшего в нормативно регламентированную ситуацию.
— «дух народа» также подвержен истории, в ходе которой в нем раскрывается все его содержание, появляются различные его формы. Право есть одно из проявлений «духа народа»;
— законодатель – это выразитель «духа народа», а законы и обычаи есть ничто иное, как формы распознавания права, таящегося в глубине народного духа.
Таким образом, историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное только ему право, не похожее на право какой-либо иной страны, и определяемое исторически присущим ему «духом народа».
Право каждого народа и есть проявление этого «народного духа», выражающее общее «сознание», «общее убеждение» народа.
Оно результат исторического процесса.
То есть норма, не доведенная до всеобщего сведения, не порождает правовых последствий. Таким образом, право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия.
Определенность.
Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.
Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому.
Точность, конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание и применение права всеми участниками правоотношений.
Его философия управления базировалась на трех принципах: страна должна управляться по строгим и ясным законам; выполнение законов должно быть обеспечено; власть должна иметь возможность проводить законы в жизнь.
Теоретически обоснованные позитивистские концепции права появляются только в Новое время. Отцом и теоретиком современного правового позитивизма считают Т. Гоббса, обращая внимание на его ключевую фразу: «Не истина, но авторитет создает закон». В противоположность наивному мышлению естественного права Гоббс утверждает, что правовые нормы не являются природными нормами.
Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Государственная власть является источником права.
Достоинство этого подхода состоит в том, что он:
— фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения;
— указывает на прямую связь государства и права и на его общеобязательность;
— подчеркивает формальную определенность права, т.е. закрепление правил поведения в нормативно-правовых актах государства.
3.5. Теория солидаризма и социальных функций возникла в конце ХIХ – начале ХХ вв. во Франции. Ее представители (Э. Дюркгейм, Л. Дюги), отталкиваясь от идеи солидаризма, ранее высказанной основоположником позитивизма О.