Долг за муниципальное образование
- долгосрочная погашается за период от 5 до 10 лет;
- среднесрочная — от 1 до 5 лет;
- краткосрочная — погашение занимает 12 месяцев, либо меньше.
Первоначальные соглашения не могут содержать сроки свыше 10 лет, это стандартное правило для всех. Внутренний муниципальный долг – не исключение.
Существует всего несколько факторов, которые надо учитывать при формировании задолженности:
- номинальная стоимость ценных бумаг;
- основная задолженность;
- первоначальная полученная сумма.
Особенности и задачи управления
Долг МО – объект для управления со стороны государства, некоторых его органов. Федеральные органы занимаются регулировкой соотношения обязательств разного типа.
В первом варианте учитывается процедура формирования и проведения экономической политики с целью контроля кредитной деятельности местных органов самоуправления. Во втором основным элементном рассмотрения являются федеральные государственные органы правительства страны или отдельного субъекта с учетом Конституции общих вопросов местного самоуправления к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Кредитная деятельность муниципального образования, осуществляемая в финансовой сфере, предполагает строгое соблюдение норм Конституции, Европейской хартии местного самоуправления, общепризнанных принципов и правил международного права, договоров России с другими странами.
Долг за муниципальное образование
Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, а также по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, если указанные обязательства не были гарантированы ими.
В условиях реформирования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации и увеличения потребности в заем-ных средствах для осуществления инвестиционных проектов на руководство муниципалитетов ложится ответственность за эффективность осуществления долговой политики.
При этом суд отметил, что органы местного самоуправления муниципального образования обязаны нести расходы на содержание жилого помещения и оплачивать коммунальные ресурсы только до заселения. Часть помещений была заселена, что удалось доказать ответчику (определение Верховного суда от 22.08.2017 № 303-ЭС17-10671 по делу № А73-5840/2016).
Не доказан факт заселения в установленном порядке
Чтобы избежать взыскания задолженности, докажите не только факт заключения договора социального найма, но и факт вселения гражданина в жилое помещение в установленном порядке. Такой порядок предусматривает осмотр жилого помещения нанимателем, передачу помещения по акту приема-передачи, получение нанимателем ключей от помещения.
Обязанность передать жилое помещение возлагается на наймодателя (п. 1 ч. 2 ст. 65 ЖК).
Из-за этого условия решение проблем может усложняться, как и сама структура муниципального долга.
По поводу правовых основ
В Бюджетном кодексе есть специальная статья 14, как раз посвященная вопросам государственного долга. В ней описываются все основные моменты, возникающие в связи с долгами у МО.
Здесь можно указать несколько дополнительных моментов:
- статья 100 Бюджетного кодекса описывает общую структуру муниципального долга, а так же говорит о максимальных сроках по обязательствам;
- статья 107 дает ссылку на то, что максимальная сумма долга не должна превышать общий доход бюджета на протяжении одного года.
По сравнению с долгами юридических или физических лиц, муниципальная задолженность – понятие более точное. Но на практике, у тех, кто пытается с этим разобраться, могут возникнуть определенные сложности.
Иначе расходование доступных средств перестанет подчиняться контролю.
Заключение
Процесс управления государственными и муниципальными долгами имеет особое значение для организации эффективной финансовой политики. У каждого из органов управления своя функция, помогающая решать различные задачи.
У муниципального долга множество своих особенностей. Важно учитывать эти особенности, чтобы не допустить нарушений по текущему законодательству.
Те, кого признают виновными, в итоге могут быть привлечены к ответственности, а это приводит к дополнительным штрафам и ограничениям при дальнейшей организации деятельности.
Однако суды в таких случаях не всегда встают на сторону местных властей.
Кто обязан вносить плату за коммунальные услуги
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 153 ЖК). Обязанность по внесению платы возникает:
- у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
- арендатора жилого помещения муниципального жилищного фонда с момента заключения договора аренды;
- нанимателя жилого помещения муниципального жилищного фонда с момента заключения договора найма;
- собственника помещения.
Управляющие компании получают плату за оказание услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, а ресурсоснабжающие организации – за коммунальные ресурсы.
Таким образом, муниципальный долг – общий размер задолженности, невыплаченной муниципальным образованием. Сюда включаются и проценты, собранные за время задержки погашения кредита.
В соответствии со ст. 107 Бюджетного кодекса, муниципальный долг ограничен по размеру, который определяется на основе дохода субъекта, получающего финансовую поддержку. Представительные органы местного самоуправления заранее устанавливают максимальный предел долговых обязательств местного бюджета на следующий год.
Управление муниципальным долгом
Управление муниципальным догом осуществляется через финансовые действия, направленные на развитие государственной политики в области контроля муниципальной задолженности.
При управлении муниципальным долгом органы государственной власти и местного самоуправления:
- минимизируют размер задолженности;
- не допускают переполнение фондового рынка обязательствами муниципальных образований;
- противодействуют спекулятивным операциям на рынке ценных бумаг и нормализуют их курс;
- эффективно применяют привлеченные ресурсы и контролируют их целевое использование;
- обеспечивают своевременный возврат полученных средств в полном объеме;
- гарантируют максимальное финансирование действий местного самоуправления.
Реструктуризация – обязательная процедура, осуществление которой требуется при управлении муниципальным долгом.
Она включает погашение задолженности, заимствование или принятие других обязательств по отношению к муниципальному образованию.
Муниципалитет должен будет оплатить коммунальные или эксплуатационные услуги, если муниципальное жилое помещение не передано нанимателю.
2. Расходы на оплату коммунальных услуг и содержание общего имущества в муниципальном нежилом помещении, переданном в аренду, подлежат взысканию с собственника независимо от условий договора аренды. Арендодатель впоследствии вправе взыскать убытки с арендатора.
3.
Что касается задачи по оперативному управлению, то за него так же отвечают несколько структур, включая Внешэкономбанк, Минфин РФ, Правительство, ЦБ РФ.
Такие органы ответственны за решение следующих задач:
- предоставление государственных гарантий, займов и так далее;
- погашение задолженностей;
- выполнение необходимой работы, позволяющей разместить облигации на вторичный рынок;
- определение не только условий по функционированию кредита, но и момента его предоставления;
- регулировка порядка, в котором выпускаются ценные бумаги и пускаются в обращение;
- определение оптимальных условий для выпуска займов.
Муниципальные органы власти несут ответственность по решению таких же проблем, но на местном уровне.
Главное – с самого начала определить допустимые границы для существующего долга.
Из-за этого меняется и верхний предел муниципального долга, расчет которого можно осуществить автоматически.
- Сохранение репутации органов власти на любом уровне. Они должны оставаться надежными заемщиками вне зависимости от сложившихся обстоятельствах.
- Сохранение нормального уровня важно для факторов предсказуемости, стабильности сферы, связанной с обязательствами.
- Сохранение эффективности средств, их целевого применения для решения конкретных задач.
- Координация по действиям всех структур, занятых на рынке долгов.
- Проведение грамотной диверсификации по текущим обязанностям с учетом того, какие условия действуют по текущим договорам. Когда долговые обязательства муниципального образования погашаются, это так же необходимо учитывать.
Чтобы управлять муниципальными задолженностями, требуется целый комплекс мероприятий.