Диаспоры и национальные меньшинства вкр
Алтайская семья
Монгольская группа
Буряты, калмыки, халха-монголы
Алтайская семья
Манчжуро-тунгусская группа
Нанайцы, негидальцы, ороки, орочи, удэгейцы, ульчи, эвены, эвенки – коренные народы России (Севера и Дальнего Востока)
Палеоазиатские языки (комплекс языковых групп, не имеющих между собой родственных связей, и изолированных языков)
Чукотско-камчатская группа: ительмены, коряки, чукчи;
Эскимосско-алеутская группа: алеуты, эскимосы;
Енисейская группа: кеты;
Нивхи – изолированная языковая группа;
Юкагиры – изолированная языковая группа.
(Все – коренные народы России)
Семитская семья
Арабы, ассирийцы, евреи – национальные и этнические меньшинства, диаспоры, мигранты
Таблица составлена автором на основе энциклопедических данных ( Народы России 1998).
Такое положение может усугубляться близостью культурной дистанции между этносами — титульными и диаспоричными. И если не существует других признаков, сплачивающих этническую общность, или они также утрачены, близок ее распад в результате ассимиляции.
2. Сохранение представителями диаспоры своей этнической культуры, под которой понимаются компоненты материальной, духовной и соционормативной деятельности, отличающиеся в той или иной степени от иноэтнической и надэтнической культуры.
Поводом для образования диаспор вне своей исторической Родины для ряда наций стало также аграрное перенаселение, потребность в иной сфере приложения рабочих рук, притеснения и ограничения в общественной жизни, которые могли трактоваться как этническое преследование (поляки, ирландцы, немцы, итальянцы и др.) [44, 17].
В настоящее время в России наблюдается процесс роста, укрупнения и организационного укрепления старых диаспор (см. таблицу 1):
Таблица 1
Соотношение диаспор на территории современной России
ДиаспораЧисленностьЕврейская536,8 тыс.Армянская532,4 тыс.Татарская3,7 млн.Греческая91,7 тыс.
Другой тенденцией современного развития диаспор на постсоветском пространстве является организационное оформление диаспор таких народов, которые возникли в основном только потому, что образовались самостоятельные государства — Украина, Казахстан, Киргизия, Молдавия и др.
Основные аспекты драматических (или субъективно драматизируемых) ситуаций «национальных меньшинств» («коренных народов») в современной России на выбранных примерах
Не претендуя на охват всех проблем, с которыми сталкиваются «национальные меньшинства» / «народы» Российской Федерации, проблем, которые остаются нерешенными и становятся источниками острых или латентных конфликтных ситуаций, постараюсь все же выделить их основной круг.
Чрезвычайно болезненно переживают многие народы России фактическую утрату провозглашенной на рубеже 1980–1990-х годов суверенности республик (субъектов РФ), а тем более формальную ликвидацию тех форм и структур территориальной автономии, которые эти народы имели еще при советской власти (в соответствии с прежней риторикой – которые «дала им советская власть).
Ciesielski, Stanisław; Hryciuk, Grzegorz; Srebrakowski, Aleksander [1993]: Masowe deportacje radzieckie w okresie II wojny światowej. Wrocław, Instytut historyczny Uniwersytetu Wrocławskiego.
Crimean Tatars in Crimea and the World: Issues of the National Renaissance [2009]. Speech of the Chairman of the Mejlis of the Crimean Tatar People Mustafa Jemilev at the Worldwide Congress of Crimean Tatars, Simferopol, 19 May 2009. Aqmescit [Simferopol], “Ocaq”
Czerwonnaja, Swietłana [2013]: Czeczeńscy uchodźcy w krajobrazie wolnej Polski in: Krajobraz wolnej Polski. Zbiór studiów.
Pod red. D. Czarnieckiej, J. Książek. Toruń. S. 125–154.
Die vier anerkannten nationalen Minderheiten der Bundesrepublik Deutschland [2003] . Flensburg, FUEV.
Europa państw – Europa narodów.
6.Исследование уровня ассимиляции армянской национальной диаспоры
· определить уровень ассимиляции членов армянской национальной диаспоры с коренным населением Москвы;
· показать взаимосвязь уровня традиционности уклада и быта армян и уровня их ассимиляции с коренным населением Москвы
Рассмотрим подробнее ход и специфику проведения каждого направления исследования.
3.2 Особенности жизни и адаптации армянской национальной диаспоры в Москве
Выявление места армянской национальной диаспоры в диаспоральном поле Москвы
Для того, чтобы рассмотреть особенности жизни и адаптации армянской диаспоры необходимо прежде всего выявить место данной диаспоры в диаспоральном поле Москвы.
В настоящее время основной национальный состав населения столицы Российской Федерации можно представить следующим образом (см. рис.
Ра, что читается как движение сына, воспевающего Бога (Ра). В этом случае сыновний (дочерний) клан, перемещаясь на новое место, сохраняет (или должен сохранять) духовные основы, то есть процессы духотворчества в устойчивом виде [36, 21]. Новые позиции, неизменно возникающие в новых условиях в этом случае, утверждает исследователь, не должны касаться духовного стержня, духовных корней мигрирующих людей [36, 22-23].
Так как миграция — явление, равное по возрасту жизни человечества, то и диаспора и диаспоральные образования всегда привлекали окружающих на разных уровнях осознания этой структуры [36, 23].
Письменное фиксирование слово диаспора обнаруживается в греческом языке, в переводе с которого оно означает «рассеяние», «пребывание значительной части народа вне страны его происхождения».
Принимая во внимание все вышеназванные признаки, авторы определяют диаспору как «устойчивую совокупность людей единого этнического происхождения, живущую в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего народа) и имеющую социальные институты для развития и функционирования данной общности» [44, 18].
Особое внимание в данном подходе уделяется функциям диаспор. Как полагают авторы, одной из наиболее распространенных функций диаспоры является поддержание и укрепление духовной культуры своего народа. Причем, особый акцент ставится на сохранение родного языка, хотя подчеркивается, что сохранение родного языка далеко не всегда является основным признаком диаспоры.
Так, вместо одной «Чечено-Ингушской АССР» появились две республики – Чечня и Ингушетия. Карачаевцам и балкарцам, которые стремились к созданию не связанных с соседними народами Карачая и Балкарии, не удалось в 1990-х годах достичь этой цели, и в составе новой Российской Федерации по-прежнему остались Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия (только последняя из автономной области превратилась в республику) [33] .
Как справедливо отмечает депутат Европарламента Катрин САКС [34] , народы России приняли концепцию собственных национальных автономий, поверили в определенную эффективность такого административного устройства, и сегодня отнять у них эту веру, лишить их всех надежд и всех возможностей, связанных с развитием их культуры в рамках автономного образования (республики, области, округа) – это значит сделать шаг назад в национальной государственной политике.
России как истина, имеющая отношение к европейским странам, но никак не к самой России, поскольку она – не обычное «Flächenstaat», в силу тех или иных исторических обстоятельств обнимающее территории, заселенные людьми разного этнического происхождения, а империя (нынешняя Российская Федерация – наследница и правопреемница империи ), последняя мировая империя с европейским центром правления и колониями в Азии и Европе, а население колоний не может быть «национальным меньшинством» в составе населения империи, как не могли быть индусы «национальным меньшинством» Великобритании или арабы Северной Африки «национальным меньшинством» Франции, и эта невозможность определяется не их численностью, уровнем развития, длительностью пребывания в империи, а самим их статусом и правом на деколонизацию.
Понятие «современных» диаспор исследователи связывают большей частью с возникновением волн трудовых миграций в индустриально развитые страны.
Особенности «современных» диаспор рассмотрены в работах Ж. Тощенко и Т. Чаптыковой. В своем подходе авторы выделяют четыре основных признака диаспоры:
1. Пребывание этнической общности за пределами своей исторической родины.
Этот признак является исходным, без которого невозможно рассматривать сущность феномена диаспоры.
2. Диаспора рассматривается как этническая общность, обладающая основными характеристиками культурной самобытности своего народа.
autochthonen,nationalenMinderheiteninEuropa . Bautzen / Budyšin 2006).
[3] Принятый в Польше 6 января 2005 года Закон о национальных и этнических меньшинствах и региональном языке включает четкие дефиниции, согласно которым под «национальным меньшинством» имеется в виду группа граждан данного государства, отличающихся своим самосознанием, языком, культурой или традициями от большинства населения данной страны, стремящихся к сохранению этих отличий, проживающих в данной стане не менее ста лет и ассоциирующих себя с нацией – народом, организованным в собственное государство), а под «этническим меньшинством» – группа граждан, отличающихся всеми перечисленными выше признаками, кроме последнего: они не ассоциируют себя ни с каким народом, организованным в собственное государство / нацию (Ustawa z dnia 6 stycznia 2005 r.