Деятельность по аудиту подлежит лицензированию
При переоформлении указанного документа, которое осуществляется в течение 10 дней со дня получения соответствующего заявления, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.
Лицензирование аудиторской деятельности предполагает последующий контроль за соблюдением лицензионных требований и условий . С этой целью Минфин России проводит проверки деятельности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.
———————————
Лицензиаты, в отношении которых проводятся проверки выполнения ими лицензионных требований и условий, не подпадают под защиту Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3436).
-некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России», созданное в 2000 году и дважды аккредитованное в Минфине России насчитывает сегодня свыше 2000 членов; -некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» была создана в 1992 году и насчитывает сегодня более 1600 членов; -некоммерческое партнерство «Институт профессиональных аудиторов», учрежденное в 2000 году 36 компаниями, сегодня насчитывает 942 действительных члена, а также 24 ассоциированных и 9 аффилированных; -некоммерческое партнерство «Российская коллегия аудиторов», учрежденное в 2002 году и «поглотившее» в 2004 году Национальную Федерацию Консультантов и Аудиторов, сегодня насчитывает 1864 аудитора и 497 аудиторских организаций; -некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», созданный в 1997 году и насчитывающий около 1000 членов в лице аудиторских фирм.
Деятельность по аудиту подлежит лицензированию
Это довольно высокий порог. Если учесть, что аудиторская фирма может быть членом одного аудиторского объединения, а ее сотрудники — членами других объединений, то сейчас саморегулирующимся аудиторским объединениям придется определить, сделать им ставку на юридических или на физических лиц.
Куда идем?
Теоретически в России может существовать более десятка профобъединений аудиторов.
Таким образом, абсолютно очевидно, что виды деятельности, названные во Временных правилах аудиторской деятельности «связанными с аудитом», не являются лицензируемыми видами деятельности. Очевидно также, что цель рассматриваемой нормы в другом. Намерение законодателя в данном случае заключалось не в том, чтобы обусловить осуществление названных видов деятельности получением лицензии на аудит, а в том, чтобы ограничить правоспособность аудиторских организаций.
Такой вывод подтверждается и наличием в российском праве аналогичных ситуаций. Так, кредитные организации, в силу Федерального закона от 02 декабря 1990 г.
Оно должно изначально иметь не менее 3000 аудиторов или не менее 1500 аудиторских компаний, а иначе это не объединение, а клуб по интересам, вроде кружка авиамоделистов. Но невозможно сразу набрать такое количество членов. Даже если они бы и набрались, совершенно не факт, что эта организация могла бы четко и продуктивно функционировать, ведь собрать такое количество членов и эффективно ими управлять — не одно и то же.
Цены на услуги ниже, чем в первой группе, но соответствуют реальным на рынке профессиональных услуг.Малый и средний бизнес, масштабы которого «заставляют» менеджмент компании проводить обязательную аудиторскую проверку отчетности, а также организации с государственным и муниципальным участием в капитале. Это зачастую заказчик не услуг, а документа с печатью и подписью аудитора. Это – простор для демпинга, а, следовательно – неквалифицированных услуг.
Реальный бизнес аудиторских компаний возможен только с первой и второй группами заказчиков.
Это рынок настоящих профессиональных услуг в сфере аудита, на нем существует здоровая конкуренция.
Федеральный Закон «О саморегулируемых организациях» вступил в действие лишь 7 декабря 2007 года. Этот закон, наконец, создал законодательную базу функционирования саморегулируемых организаций, но его эффективность, de facto, можно будет оценить лишь по истечении нескольких лет. В данном Законе так и не было законодательно определено ограничение числа саморегулируемых организаций, которое, как преобладает мнение, и не должно иметь место, поскольку приведет к существенной концентрации рынка и доминированию нескольких игроков.
Зарубежный опыт саморегулирования сегодня оценивается зачастую как положительный, но сегодняшние саморегулируемые организации не обладают достаточным весом и недостаточно независимы в своей деятельности.
Кстати, г-н Плескачевский уже творчески подошел к закону «Об оценочной деятельности». Теперь мы имеем закон, который уже все хотят поменять. Очень не хотелось бы, чтобы аудиторов ждала судьба оценщиков.
В этом смысле можно только аплодировать Минфину, который упорно не соглашается с теми идеями, которые генерируются думскими мыслителями в отношении аудиторов.
Геннадий Николаевич Иванов, председатель совета директоров ЗАО «СВ Аудит»:
Лицензирование аудиторской деятельности прекращалось с 1 июля 2007 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2006 N 252-ФЗ и было возобновлено с 25 июля 2007 года Федеральным законом от 19.07.2007 N 135-ФЗ.
Нужно сказать, что подобная процедура отмены лицензирования и её возобновления происходит уже не первый раз не только в аудите, но и в оценочной деятельности.
Мелкие СРО должны создать фонд, из которого – если аудитор провинился – будет покрываться ущерб. Провинившийся аудитор будет прятаться за СРО, которая его приняла. А коллеги будут защищать его, чтобы не платить! Иными словами, это стимулирует аудиторов не защищать общественный интерес, а защищать интерес своего кармана.
Это неправильно. Совсем не такого результата мы хотим достичь – нам бы хотелось, чтобы профессиональное сообщество принципиально оценивало работу аудитора.
Еще один момент – способ взаимодействия аудиторов с клиентами. Плескачевский предлагает по существу индивидуальную ответственность аудиторов за свою работу. И это, в принципе, необходимая вещь. Но… Такая практика была хороша сто лет назад. Сегодня во всем мире от этого ушли! Просто это никак не ложится на аудит крупных компаний. И дело даже не в том, что будет написано, например, аудитор «Газпрома» — иван иванов.
Первые шаги в рыночной экономике
Появление и развитие аудита было обусловлено переходом России к новым экономическим отношениям, к рыночной экономике, одной из составляющих которой и является аудиторская деятельность.
В конце 1980-х годов, в период перестройки, в Советском Союзе уже начали появляться предприятия с иностранными инвестициями, которые отличались самостоятельностью принятия управленческих решений и требовали учета интересов предпринимателей в области контроля и аудита. Именно тогда и появились предпосылки для формирования как рынка аудиторских услуг в целом, так и разделения рынка на 2 сегмента – внешний и внутренний.
До 1994 года российские аудиторские организации в основном создавались как обыкновенные коммерческие структуры и функционировали на основе Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
Такой формат разрешения характеризуется следующими нюансами:
- для законного проведения аудиторской деятельности и получения допуска в СРО требуется оформить членство в одной из профильных саморегулируемых организаций;
- в составе СРО может состоять как аудиторские компании, так и отдельные специалисты;
- для получения допуска необходимо соблюсти требования, предусмотренные уставом и иными актами указанного партнерства, в том числе провести аттестацию каждого специалиста-аудитора.
Обратите внимание!
В процессе деятельности проверяемой компании может причиняться ущерб (например, в результате нарушений определенных правил проведения аудита будет сформирован недостоверный отчет).