Депутат как спец субъект, критика сми
Закона о СМИ «Распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе». Основным в этом ряду является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Φ3 «О рекламе» (Закон о рекламе). Реклама в нем определяется как «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» (ст. 2).
Несколько упрощая, можно сказать, что предмет Закона о рекламе образуют отношения по поводу рекламы, носящей предпринимательский характер.
Если в результате будет нанесен вред чести, достоинству, деловой репутации сотрудника органа власти и управления, он вправе предъявить претензии журналисту и редакции СМИ.
Препятствование профессиональной деятельности журналиста. Создание помех осуществлению законных прав журналиста образует собой отдельный состав преступления. Уголовный кодекс РФ (ст. 144) говорит об ответственности за «воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации».
Судебная практика показывает, что в 2009 г. по ст. 144 УК было осуждено всего три, а в 2010 г. – ни одного человека. Одна из причин этого в том, что преступления в отношении журналистов трудно раскрывать.
- [1] Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6 июня 1996 года (см.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 24, ст. 2868). Редакция данного Указа от 27.06.2000 № 1192 не публиковалась (!).
- [2] См.
об этом:
Козлова Н. После прочтения не сжигать! Прокуроров обяжут изучать критические статьи. И принимать меры // Российская газета. 2008. 10 окт.; Глисков А.
Реакция власти на критику в прессе: право или обязанность // Законодательство и практика СМИ. 1999. № 4.
Для того, чтобы журналисты, работающие в СМИ, имели возможность свободно собирать и распространять информацию, их профессиональные права не должны ущемляться. Под ущемлением свободы массовой информации понимается воспрепятствование со стороны граждан, должностных лиц или государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей редакций, издателей, распространителей продукции СМИ, а также журналистов (ст.
58 Закона о СМИ). В Законе о СМИ перечислены некоторые формы ущемления свободы массовой информации: осуществление цензуры, вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции, нарушение прав журналиста, установление ограничений па контакты с журналистом и передачу ему информации и т.п.
Последний может действовать по доверенности, заверенной у нотариуса.Характерно, что подобное согласие ни в какой мере не может быть чисто формальным. Выдача подобного согласия предполагает проведение ряда необходимых мероприятий и действий тем, кто обязан решить вопрос о выдаче или невыдаче согласия на дальнейшее разбирательство.
Чтобы выдать разрешение для ведения уголовного дела в отношении специальных субъектов, уполномоченное лицо должно тщательно проверить:
- Имеет ли место преступление, о котором говорится в заявлении.
- Имеются ли реальные причины считать спецсубъекта причастным к совершению данного преступления.
- Позволяют ли временные сроки применить к обвиняемому лицу льготные санкции.
Над пропастью во лжи: оппозиционного депутата пытаются убрать клеветой из-за митингов и критики мэра
У популярного рэпера Оксимирона есть концептуальный альбом под названием «Горгород». Сюжет музыкальной работы таков, что мэр пытается всеми силами бороться с неугодными.
Причем, как своими, так и чужими руками.
Примерно то же самое происходит в Каменском городском округе Свердловской области. Оппозиционного депутата думы Светлану Графскую пытаются лишить мандата любыми способами, даже ложными доносами в употреблении наркотиков.
Всему виной является, видимо, то, что народная избранница пытается помочь людям отстоять их дом от экологически вредного предприятия.
Как нет и преданных заискиваний, восторженных лобызаний, которые (судя по другим нашумевшим словам Дмитрия Медведева о своем уважении независимой прессы, так как она «никогда ничего никому не лижет») ненавистны главе правительства.
Что же касается справедливого аудита творчества любого издания, существует лишь один критерий: правда в нем или ложь. Если в газете опубликована правда, не так важно, как журналисты ее добыли.
Правде не нужен штамп канцелярии. Со штампом канцелярии правда – ложь. Даже если это канцелярия Открытого правительства.
Суть не в том, что Наталья Тимакова вместо внутреннего расследования обещает привлечь для этого спецслужбы.
Хотя весьма животрепещуще выглядела бы со стороны сцена, как силовики в масках выворачивают наизнанку шкафы со скелетами чиновников или изучают пронзительное содержимое их аккаунтов в социальных сетях.
На базе этого Кодекса Совет Ассоциаций Медийной Индустрии (САМИ) в марте 2004 г.
сформировал из представителей основных организаций, объединяющих рекламное сообщество России (Ассоциация коммуникационных агентств России, Ассоциация рекламодателей; РосБренд), медиаиндустрии (НЛТ, МедиаСоюз), общества потребителей и других Общественную комиссию по этике и добросовестности в рекламе.
Целью Комиссии стало создание возможности для выработки индустриальных норм в области рекламной этики и добросовестности, создание общей площадки для взаимного согласования интересов всех участников рынка рекламы и ее потребителей.
Непрофессионально, без знания дела освещаются сложные социальные, экономические, политические и иные проблемы жизни российского общества. Имеют место и публикации так называемых «компроматов», основанных на незаконно добытых или сфальсифицированных материалах.
В этих ситуациях средства массовой информации становятся разменной монетой в столкновении чьих-то корпоративных интересов, используются для «убийства репутации» оппонентов, в иных неблаговидных целях. Продолжается и неправомерное вмешательство прессы в частную жизнь граждан.
- 3.
13. В слушаниях были обсуждены далеко не все проблемы, которые возникают при исполнении Указа № 810. В частности, была высказана необходимость корректировки в Указе сроков реагирования органов власти на критические выступления, выдвигались предложения о некоторых дополнениях и изменениях в законодательстве о СМИ, по-прежнему подчеркивалась необходимость разработать четкий механизм реализации Закона «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания Российской Федерации» и ряд других.
Вместе с тем выражалась надежда, что настоящие Рекомендации, которые аккумулируют мнения участников слушаний, помогут в решении некоторых конкретных вопросов, послужат делу продвижения России к столь необходимым цивилизованным отношениям прессы и власти в современных условиях.
Пример из практики. Отношения прессы и власти неоднократно освещались в СМИ.
- Надо знать, когда было начато и окончено преступное деяние.
- Также необходимо учитывать дату, когда правовые органы приняли решение о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела.
Такое внимание к временным признакам вызвано тем, что лица, перечисленные в 447-й статье, как правило, наделены иммунитетом только в период, когда они исполняют свои должностные обязанности, то есть со времени начала их деятельности в данном качестве до времени окончания этой деятельности.
Иными словами, преступные действия лиц и их особенный правовой статус в данном случае неразрывно связаны.
Кроме того, при расследовании преступлений, инициаторами или исполнителями которых являются личности, ранее обладавшие статусом спецсубъектов, необходимо учитывать и ещё одну временную закономерность.
Даже в случае задержания подозреваемого очень сложно бывает доказать, что преступление совершено им именно в связи с профессиональной деятельностью журналиста. Как результат, в большинстве таких случаев уголовные дела возбуждаются по более общим статьям о преступлениях против личности (ст. 105–119
УК), а не по ст. 144 УК РФ.
Однако исключения из такого рода практики все-таки случаются. Например, в 2006 г. именно по ст. 144 УК РФ был осужден к 10 месяцам лишения свободы условно и лишению права занимать государственные должности в течение одного года тогдашний председатель Комитета по информационной и национальной политике Республики Алтай г-н К.
Дело было возбуждено прокуратурой по обращению главных редакторов государственных газет «Звезда Алтая» и «Алтайдын Чолмоны» к своим учредителям – Государственному собранию и Правительству Республики Алтай.