Что говорит конституция о оказании мед помощи
По словам Кадырова, государство достаточно давно идет по этому пути, однако населения не всегда обращает на это внимание. Например, бесплатно в рамках госгарантий пациентам предоставляются не все лекарства, а только те, которые вошли в перечень жизненно необходимых, важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). То же самое касается медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, бесплатно гражданам предоставляются только те импланты, которые вошли в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ. Тем самым государство пытается найти хотя бы частичный баланс между потребностями и реальными возможностями.
Наличие этих перечней объективно означает определенное ограничение доступа к некоторым препаратам, медицинским изделиям и технологиям.
Важно помнить, что в статьях 51 и 53 «Основ законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан» закреплено право граждан на производство независимой медицинской экспертизы с правом выбора экспертного учреждения и экспертов.
Право На Охрану Здоровья И Медицинскую Помощь— разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Его содержание составляет гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это право структурно охватывает: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь.
Принципы и порядок осуществления права на охрану здоровья и медицинскую помощь определяются Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятыми 22 июля 1993 г.
Что говорит конституция о оказании мед помощи
Ведь тогда в России почти остановилось производство, в том числе приборостроение и фармацевтическая промышленность, а импорт медицинского оборудования и лекарственных препаратов был крайне дорогостоящим*(191).
Вследствие этого здоровье россиян резко ухудшилось, начался демографический кризис — смертность превысила рождаемость. Мужчины нередко не доживали до пенсионного возраста — 60 лет*(192). «В ту эпоху экономической неустойчивости, — поясняет известный кардиолог и академик Российской Академии медицинских наук Р. Оганов, — люди больше всего страдали от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, поскольку испытывали постоянный стресс — от потери работы, невыплат зарплаты и невозможности содержать семью.
Что говорит конституция о оказании мед помощи детям
7. Учитывая практику прошлых лет, Конституция особо оговаривает, что сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Это является важной гарантией защиты здоровья человека, поскольку распространение заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д.
может привести к ужасному результату.
Что говорит конституция о оказании мед помощи населению
Основного закона, ограничивается только гарантированным объемом. Согласно этой норме медицинская помощь без взимания платы оказывается каждому в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Но при этом каждый имеет право на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2); «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей» (ст. 7). Ключевой особенностью указанных прав является то, что они основаны на общепризнанных правах и свободах, провозглашенных в актах международного права: Всеобщей декларации прав человека (1948), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966).
Необходимо указать, что статья 41 Конституции РФ также развивает и продолжает нормы международного права, в частности ст.
Право граждан на медицинскую помощь, хотя и входит в состав права на охрану здоровья, обладает относительной самостоятельностью и занимает свое важное место в системе прав человека и гражданина.
Гарантиями названного права выступает развитая сеть медицинских учреждений, доступность медицинской помощи, развитие лекарственной помощи. Как записано в ч. 1 комментируемой статьи, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Основы законодательства об охране здоровья граждан, конкретизируя эту норму, устанавливают гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам, который им обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Она состоит из определенных стадий: профилактики, установления диагноза, лечения, реабилитации. И каждая стадия требует немалых материальных затрат. Но законодатель подчеркивает, что бремя затрат в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения берет на себя государство.
Граждане же непосредственно за оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения из своего кармана не платят: «Медицинская помощь. оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета. «. «Соответствующий бюджет» означает, что в государственных учреждениях здравоохранения финансирование является обязанностью федеральных органов, в муниципальных учреждениях здравоохранения — региональных (муниципальных) органов.
Для неработающего населения (пенсионеров и др.) взносы в Фонд обязательного медицинского страхования делают органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий делают страховые взносы за свой счет (для них процент отчислений по закону несколько иной).
Все виды и объем первичной и специализированной медицинской помощи по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в соответствии с утвержденной базовой программой обязательного медицинского страхования оказываются бесплатно (прием у врача при амбулаторном лечении и лекарства при стационарном лечении пациент не оплачивает).
Однако на здравоохранение в России тратится 3,5% ВВП (рекомендуется не менее 5%). Россия занимает по этому показателю 65-е место (между Ливией и Македонией)*(551), по уровню здравоохранения — 125 место.
В целях обеспечения охраны здоровья населения в России принят ряд Федеральных законов: «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, выявленного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О предупреждении распространения туберкулеза», а также Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др.
Но далее сказано, что «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно…»
Казалось бы, все ясно. Куда ж яснее! Но дальше в тексте Конституции следует уточнение: «за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».
То есть российская Конституция не гарантирует безусловную бесплатность медицинской помощи, а только за счет и в пределах соответствующих источников.
Что касается зубопротезирования, то оно не имеет государственного источника финансирования, который просто не определен. Поэтому строго в соответствии с Конституцией зубопротезирование является платным, подчеркивает Фарит Кадыров.