67 процентов подростков становятся на путь правонарушения
Москвы было доставлено 13 870 несовершеннолетних, привлечено к административной ответственности 6025 родителей и 3591 подросток.
Однако не стоит забывать, что проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это комплексная проблема, и она касается не только правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.). «Правоохранители не обязаны воспитывать наших детей. Правоохранители – это те люди, которые могут отсигналить о проблемах, из-за которых дети оказались в трудной ситуации. Мы же перевешиваем всю ответственность за профилактику на силовые структуры. Посмотрите, у нас всегда спрос с прокуратуры, с МВД России.
1. Уголовный кодекс Украины Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2001, N 25-26, ст.
131)
2.
Антонян Ю.М., Саличев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. —М., 1983.
3. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп.
4. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.: РУ ВНИИМ, 1992.
342 с.
5.
По данным официальной статистики, количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории России, имеет тенденцию к снижению в последние десятилетия. Но этот показатель напрямую не связан с успешностью мер по предупреждению этого негативного явления, а вызван более объективными причинами, такими как демографический кризис, высокая латентность данного вида преступности, повышение криминальной активности детей в возрасте до 14 лет.
Опасение вызывает тот факт, что согласно анализа уголовной статистики, доля тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними составляет примерно 50%; так доля преступлений повлекшие тяжкие телесных повреждения в 2014 году составила 21,2%, убийства — 26,9 %.
Ювенальная юстиция — это совокупность правовых механизмов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных, а также иных процедур и программ, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций.
[Материалы Всеукраинской научно-практической конференции «Создание ювенальной юстиции в Украине» ]
Использование восстановительных подходов к несовершеннолетним правонарушителям Глава 2.Экспериментальное изучение проявления криминального поведения подростков
2.1 Обоснование исследования
В последние годы резко возросла криминальная активность несовершеннолетних.
Им свойственно: совершение большого количества правонарушений, неоднократность привлечения к ответственности, склонность к совершению однородных правонарушений, совершение преступлений преимущественно против незнакомых людей или не физических лиц, совершение преступлений в группе сверстников, в которой правонарушителю с диссоциальным расстройством принадлежит роль лидера, преобладание корыстных мотивов и мотивов психопатической актуализации, предварительное планирование преступлений, носящих в целом продуманный характер.
Группа 2. Несовершеннолетние правонарушители с умственной отсталостью.
Они совершают большое количество правонарушений, привлекаются в среднем 2-3 раза к ответственности, склонны к совершению однородных правонарушений, совершают правонарушения против незнакомых людей или не физических лиц, что роднит их с подростками группы 1.
Лоуэн А., 1997) и Э. Эриксон (1996) [4, 16].
Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера. А.И. Личко определяет акцентуации характера как крайние варианты нормы, при которых «отдельные черты характера чрезмерно усилены, от чего обнаруживается чрезмерная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей или даже пониженной чувствительности к другим» (9).
Акцентуации в большей степени обусловлены врождёнными свойствами нервной системы, чем приобретёнными качествами, поэтому устранить их либо кардинально скорректировать не предоставляется возможным, но своевременное их распознавание и построение воспитательной тактики, учитывающей характерологические особенности ребёнка, помогло бы предотвратить многие проблемы личностного развития, не допустить эмоциональных срывов или серьёзных отклонений в поведении подростка.
Приток беспризорных в Республику Татарстан наблюдается из Украины, Молдовы, Московской области, из иных субъектов Российской Федерации, а также из Средней Азии.
Из проведенных исследований выявлено, что средний возраст несовершеннолетнего преступника — неполных 16 лет; 94,3% правонарушителей — лица мужского пола. По статистике более половины несовер-
Анализ приведенных выше данных позволяет нам сделать вывод о том, что подростковая и молодежная преступность на сегодняшний день становится существенной угрозой национальной безопасности нашей страны, преодоление которой требует серьезного совершенствования всей системы профилактики, основанной на всеобъемлющем, глубоком изучении, определении причин и условий преступности несовершеннолетних и молодежи.
шеннолетних преступников — иногородние.
1.
Криминология: учебник / под общ. ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб.
Важно отметить, что преступления совершаются не только подростками из неблагополучных семей или сиротами, но и несовершеннолетними, которые имеют благополучные семьи.
Подростки из благополучных семей совершают преступления ради развлечения, спора, у них присутствует ощущения вседозволенности, чувство безнаказанности, нередки случаи, когда так подростки привлекают к себе внимание родителей.
Таким образом, социальный статус не всегда играет главенствующую роль. Подростки из благополучных семей также совершают преступления, которые не менее жестоки и опасны для общества.
Как видно из таблицы, на первом месте причина преступлений – семья.
Семья неотъемлемо влияет на несовершеннолетних: отсутствие контроля, асоциальный тип поведения и др.
В.В.
В этом случае суд применяет к несовершеннолетнему следующие принудительные меры воспитательного характера:
1) предупреждение;
2) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;
3) передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо под надзор педагогического или трудового коллектива с его согласия, а также отдельных граждан по их просьбе;
4) возложение на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста и имеющего имущество, средства или заработок, обязанности возмещения причиненного имущественного ущерба;
5) направление несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков до его исправления, но на срок, не превышающий трех лет.
Настоящее исследование было проведено на основании сравнения данных 116 учащихся средних школ г. Севастополя психически здоровых, не совершавших противоправных деяний, с показателями 331 несовершеннолетних правонарушителей, из которых 101 являлись воспитанниками Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей РОУМВД г.
Симферополя 53 – воспитанниками специальной школы для несовершеннолетних правонарушителей г. Бахчисарая, 71 – участники программы «Педагог на допросе несовершеннолетнего» Крымской региональной общественной благотворительной организации «Комитет за гражданские права», 106 – несовершеннолетние правонарушители, осмотренные в рамках экспериментальной программы пробации региональной общественной благотворительной организации «Комитет за гражданские права».
В соответствие с психическим состоянием данный контингент был разделен на 5 групп.