15 понятие и классификация результатов оперативно розыскной деятельности кратко
Обеспечение безопасности — это организация и реализация системы мер различного характера с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию государственного органа как возникающих внутри государственного органа, так и идущих извне; 2) ОРМ проводятся только в том случае, если их осуществление не затрагивает полномочий органов, указанных в п.п. 1-7 ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об ОРД».
2. Обязанности оперативно-розыскных органов
Обязанности ОРО — это круг возложенных законодателем на них безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения целей ОРД и решения ее задач.
ОРД, определенным ФЗ «Об ОРД».
Принцип обучения лиц, оказывающих содействие ОРО, — заключает в себе требование оказывать обучающее воздействие на лиц, оказывающих содействие ОРО, через разработку индивидуальной программы, соответствующей возможностям восприятия ее данным лицом, а также с учетом жизненного и профессионального опыта этого лица и условий, в которых оно осуществляет содействие, для выработки необходимых знаний, навыков и умений.
Принцип воспитания лиц, оказывающих содействие ОРО, — диктует необходимость целенаправленного, постоянного морально-психологического воздействия на данных лиц, а не только в случаях, когда те подают к этому повод (совершение проступка, не явка3 на встречу, срыв выполнения задания и т.
15 понятие и классификация результатов оперативно розыскной деятельности кратко
ПРОС: КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОРМ
Опрос – ОРМ, заключающееся в общении самостоятельно или через третьих лиц с опрашиваемым лицом.
Опрос может проводиться как самим оперативным сотрудником, так и третьим лицом по его поручению, как открыто, так и негласно.
К числу опрашиваемых, как правило, относятся: а) лица, которые случайно могли стать свидетелями преступления и (или) которые сотрудничают с органами (таксисты, бармены, продавцы магазинов и т. д.); б) лица из числа окружения интересуемого объекта (например, родственники, соседи по квартире, коллеги по работе); в) лица, ранее совершавшие преступления и проживающие на исследуемом участке, и др.
Ограничений, связанных с местом проведения опроса, нет: он может проводиться как в служебном помещении, так и на улице, на месте происшествия и т.
В запрашиваемых материалах может содержаться различная информация, необходимая для обеспечения проведения других ОРМ, решения конкретных задач ОРД. Например, могут быть затребованы данные о биографии проверяемых, их родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений (судимости), принадлежности номера телефона, круге связей в местах лишения свободы и других необходимых данных.
Наведение справок может осуществляться как непосредственно должностными лицами оперативно-розыскных органов, так и с помощью лиц, негласно содействующих этим органам.
а) получение необходимых сведений о фигуранте, подлежащем захвату, и его близком окружении; б) выбор места и времени захвата; в) предварительное ознакомление с местом и обстановкой захвата; г) определение количества и персонального состава лиц, принимающих участие в захвате; д) подготовку специальной техники, вооружения и транспортных средств; е) инструктаж участников захвата с демонстрацией действий на схемах, планах, макетах и т. п.; ж) проработку комплекса мероприятий, обеспечивающих безопасность участникам захвата, а также лицам, случайно или в силу выполнения профессиональных обязанностей оказавшимся на месте захвата; з) и другие мероприятия.
Указанный круг мероприятий является основой для составления плана захвата, причем обязательно в письменной форме, если не исключаются ситуации применения огнестрельного оружия или специальной техники.
При этом практически все публикации имели секретный характер и потому не были доступными для широкого круга юристов.
4См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. -№ 17. — Ст. 892; № 33. — Ст.
Помимо этого, с учетом наличия в ФЗ «Об ОРД» целого ряда бланкетных (отсылочных) норм (ст. 4; ч.ч. 3, 8 ст. 5; ч.ч. 4, 7, 8 ст. 6; п. 5 ч. 1 ст. 7; ч.ч. 1, 8 ст. 8; ч. 2 ст. 9; ч.ч. 1, 5 ст. 10; ч.ч. 1-3 ст. 11; ч. 2 ст. 12; ч.ч. 3, 4 ст. 13; п.п. 3, 6 ст. 14; п. 5 ч. 1 ст. 15; ч.ч. 1, 2, 4-6 ст. 16; ч.ч. 3-9 ст. 18; ст.ст. 19, 20; ч. 1 ст. 21) правоприменителю в каждом конкретном случае нужно определить, действует или нет данный нормативный акт, к содержанию которого отсылает та или иная из перечисленных норм ФЗ «Об ОРД».
Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц может распространяться на каждого с целью защиты охраняемых этим законом объектов от преступных посягательств.
В-третьих, при занятии частным сыском запрещается осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, осуществляющих ОРД.
Проведение указанного ОРМ возможно как по месту их нахождения, так и в служебных помещениях правоохранительных органов, экспертных учреждений.
Проведение исследования предметов и документов предполагает применение специалистом различного рода научно-технических средств и методов. Например, использование портативного электронно-оптического преобразователя (ЭОП) дает возможность исследовать (прочитать) в инфракрасных лучах залитые чернилами тексты документов; использование ультрафиолетового осветителя (УФО) дает возможность исследовать в ультрафиолетовых лучах билеты банка России, иностранной валюты и ценные бумаги, имеющие специальные способы защиты печати.
Результаты исследования предметов и документов, проведенного, например, в учреждениях системы МВД России, оформляются справкой, составленной лицом, производившим исследование.
КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
1. Вневедомственный (внешний) контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Субъектами, контролирующими ОРД (реализующими функцию внешнего контроля), согласно законодательства, являются: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ; Правительство РФ; судья, санкционирующий ОРМ, влекущие ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Президент РФ осуществляет непосредственное руководство деятельностью, включая контрольные функции, следующих федеральных министерств и служб, которым законом предоставлено право осуществлять ОРД: МВД России, Минюст России (оперативное подразделение в Федеральной службе исполнения наказания (ФСИН России)1), Служба внешней разведки РФ (СВР России), Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России)2 ФСБ России, Минобороны России.