Как продлить срок контракта на опытно конструкторскую работу
В законодательстве представлен полный перечень исключений, когда допускается изменение контракта, и он не подлежит расширительной трактовке. Срок действия контракта не представлен в перечне исключений (с учетом ст. 95 44-ФЗ, п. 1 ст. 432 ГК, ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).
Возможно ли продление срока
В общем случае вносить изменения в государственный контракт допускается только через подписание дополнительного соглашения. Нормами Гражданского кодекса допускается пролонгация контракта при изменении условий его реализации. Но 44-ФЗ имеет приоритет перед нормами ГК и подписывать дополнительное соглашение для продления сроков по государственному контракту не допускается.
Тот факт, что в рамках 44-ФЗ продление сроков реализации контракта считается нарушением, связан с принципом бюджетной экономии, который является одним из базовых.
Этот проект подготовлен для выполнения п. 6 Протокола № ДК-П9-47пр от 14.03.2018 совещания у зам. председателя правительства Д.Н. Козака. Таким образом, достигается совершенствование ситуаций, когда стороны могут изменить существенное условие госконтракта, в частности продлить срок выполнения обязательств поставщиком при возникновении форс-мажорных обстоятельств после подписания договора на выполнение работ по строительству.
Планируется, что поправки вступят в силу с января 2019 года.
Содержание нововведений
Для изменения сроков исполнения контракта необходимо, чтобы соблюдались 2 условия:
- Предметом договора должно быть выполнение работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства.
- Цена контракта больше или равна определенной цене.
По одному из государственных контрактов срок окончательного представления всех материалов по выполненной работе заказчику в плане-графике совпадал со сроком исполнения контракта, ни о каких 35 днях в нем нет даже упоминания).
Таким образом, к моменту подписания заключительного акта сдачи-приема работ заказчик был уже ознакомлен со всеми деталями, и работы были им одобрены, в том числе, документально, и все стадии приемки, кроме подписи на финальном акте, проводились в утвержденные им сроки.
Однако предъявляя иски о взыскании пени и толкуя положения контракта, заказчик указывал, что головные исполнители, подписывая контракт, якобы приняли на себя обязательство сдавать работу за 35 дней до срока исполнения, указанного в ведомости — дабы избежать начисления пени.
Указанные правила распространялись только на контракты, предметом которых являлись:
- поставка товара, выполнение работ или оказание услуг по утвержденным перечням;
- строительные, реконструирующие работы, услуги по техническому перевооружению или работ по сохранению объектов культурного наследия, кроме методического руководства.
При этом по срокам исполнения контракта необходимость внесения правок могла быть обусловлена такими обстоятельствами: срок госконтракта не превышает 6 мес. (по п. 3 Правил), а контракт не допускается исполнить без изменения в связи с существенным изменением обстоятельств закупки, согласно ст. 451 ГК.
С января 2017 года п. 1.1 ст.
Отметим, что в соответствии с проектом Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 N 1186» (подготовлен Минфином России 16.05.2019) указанный предельный размер цены контракта установлен в размере 100 млн. руб.; — необходимость изменений должна быть обусловлена возникновением не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимостью внесения изменений в проектную документацию; — обязательное наличие письменного обоснования такого изменения в отношении государственных контрактов при осуществлении закупки для нужд субъекта РФ на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; — изменение условий контракта на основании п. 8 ч. 1 ст.
Именно Федеральное казначейство указало государственному заказчику на необходимость взыскания пени за просрочку исполнения работ, но государственный заказчик предписание органа оспорил. Однако в том споре даже суды, подтверждая правоту государственного органа исходя из текста контракта, указывали на то, что обстоятельства исполнения конкретных контрактов не были и не могли быть предметом рассмотрения в том разбирательстве.
Вместе с тем, буквально через месяц после принятия последнего судебного акта по спору с Федеральным казначейством, уже Министерство финансов в своем письме от 7 ноября 2017 г.
Срок исполнения работ по контракту на реконструкцию заканчивается в июле 2019 г., то есть после вступления в законную силу данной статьи. Заказчик намерен продлить срок действия контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по причине невозможности его исполнения по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию. После получения положительного заключения экспертизы проектной документации планируется также заключение соглашения об изменении объемов и видов выполняемых работ на основании п.
8 ч. 1 указанной статьи. Срок действия контракта 15 месяцев, цена контракта 192 млн. руб.
С учетом п. 2 ст. 42 44-ФЗ можно сделать вывод, что к существенным условиям по любому контракту с государственными и муниципальными заказчиками относят условия о сроках исполнения обязательств в рамках соглашения.
Следовательно, порядок и сроки поставки товара, выполнения работы и оказания услуги относят к существенным условиям реализации государственного контракта. Данный вывод подтверждается разъяснениями контролирующих инстанций, в частности:
- Минфина, которые он предоставил в письме от 2016 года №02-02-15/24252;
- МЭР в письмах от 2015 года №Д28и-2020, от 2016 года №Д28и-1818;
- в письме Казначейства России от 2015 года №07-04-05/09-319.
Сторонам не допускается изменять существенные условия, кроме отдельных исключений, перечисленных в ст.
Практика по подобного рода делам, где основным спорным вопросом был именно срок подписания финального акта заказчиком (именно на этот период — с даты направления подписанного акта исполнителем заказчику по дату подписания акта самим заказчиком — начислялись пени) начала формироваться в середине 2018 года.
Однако на первых порах выводы в решениях Арбитражного суда г.Москвы расходились диаметрально. Один и тот же ответчик мог получить по аналогичным спорам прямо противоположные решения. Причем эти решения проходили по три инстанции. Порой в апелляции дела рассматривал один и тот же судебный состав, и в одном случае оставлял в силе решение о взыскании пени в полном объеме, а в другом – равно наоборот.
То же самое происходило в первой инстанции.
До недавнего времени в кассационной инстанции такие дела также могли быть рассмотрены с кардинально разнящимся результатом.
Верховного суда РФ по государственным закупкам)
Но есть выход, позволяющий фактически увеличить сроки выполнения работ по гос. контракту.
Он основан на положениях ст. 716, 719 ГК РФ и п. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ..
При этом Вам нужно доказать, что невыполнение работ в предусмотренный контрактом срок произошло по вине заказчика или по непредвиденным обстоятельствам (погодные условия, авария и т.д.).
Заказчик может нарушить сроки передачи строительной площадки, не обеспечить на нее доступ, для выполнения работ по контракту требуется проведение других работ, не предусмотренных договором, в проектной документации могут быть ошибки и т.д.
Важно, чтобы эти обстоятельства могли угрожать качеству работ или без их устранения невозможно выполнить условия гос.
На то, что подписать отдельное соглашение для продления госконтракта стороны не могут, указывает МЭР в письме от 2017 № ОГ-Д28-4011.
Все закупки должны проводиться в соответствии с планом-графиком. В этом документе есть указание на период исполнения государственного контракта, и он не может произвольно изменяться. В письме МЭР от 2017 года № ОГ-Д28-4011 ведомство дополнительно указало, что включение в контракт пункта о возможности пролонгации договора является нарушением со стороны государственного заказчика.
Сроки контракта допускается изменять на законных основаниях только в частных случаях.
В п. 6 ч. 1 ст.