Если понятой является знакомым оперативника
Судьи, в свою очередь, также незаконно ссылаются в приговоре на показания понятых как самые достоверные доказательства, мотивируя свои решения тем, что эти доказательства получены путем допроса понятых, являющихся по мнению суда нейтральными участниками судебного разбирательства.
В настоящее время повсеместно распространено, когда недобросовестные полицейские привлекают для участия в осмотрах, обысках и других следственных действий одних и тех же понятых, подтверждающих на следствии и в суде нужную позицию правоохранителей. Об этом знают прокуроры и судьи, но, находясь в одной «дружеской спайке» с полицейскими смотрят на указанную нездоровую ситуацию фальсификации доказательств с помощью подставных понятых «сквозь пальцы».
В этой связи уместно привести случай полицейского беспредела, произошедший с жителем г. Альметьевска Жигуновым А.
На серьезные дела берут бойцов в бронежилетах и с автоматами, которые «сначала бьют, потом все остальное».
Мужчина признался, что случаев, чтобы он точно знал, что оперативники на обыске подкинули что-то запрещенное, у него не было. «Но спорные ситуации, когда возникают подозрения, случаются, да. И мы подписываем, конечно. Это же бизнес. Нельзя не согласиться с протоколом», — отметил он.
«Как живу с этим? Радужно», — подытожил Андрей.
25-летняя Ирина тоже занимается выездами в качестве понятой за деньги.
Ездит на обыски вместе с подругой. По ее словам, бывают как утренние обыски, так и дневные.
Зависит это прежде всего от добросовестности оперативников, следователей и других должностных лиц, составляющих подобные материалы.
Вопрос этот действительно решать нужно, поскольку он напрямую влияет на законность принимаемого судьей решения.
Александр Харитонов, полномочный представитель Госдумы в Конституционном суде РФ, доктор юридических наук:
— Чтобы избавиться от института понятых, которые давно стали частью схемы при расследовании уголовных или административных дел, а также в ходе оперативно-разыскной деятельности, необходимо изменить процессуальное законодательство.
А может быть, прописать в законе вариант, при котором в каких-то ситуациях обходиться без понятых, но совсем их не отменять, как это прописано в законах некоторых зарубежных стран. В связи с этим вспоминаю случай, когда в Сибири, в тайге, нашли повешенного за триста километров от жилья.
Если понятой является знакомым оперативника
Эксперты считают, что работа по реформированию института понятых может начаться в самое ближайшее время.
Ольга Егорова, председатель Московского городского суда:
— Еще пять лет назад эта проблема стояла очень остро. В разных материалах, составленных уполномоченными органами, часто встречались фамилии одних и тех же понятых.
Сейчас ситуация изменилась, однако проблема не снята. Нередки случаи, когда на рассмотрение судей поступают документы, содержащие одни и те же фамилии лиц, участвующих в качестве понятых.
Они говорят, что торопиться не стоит и надо оставить понятых если не для всех уголовных дел, то хотя бы для некоторых, особо серьезных.
Большинство россиян почему-то считает, что соседи, которые должны тихо стоять у стенки и наблюдать за оперативниками, например, при обысках, — это суровое наследие советских времен. Но это не так. Понятые появились в нашей стране еще при царях — в 1864 году.
Понятым принято считать незаинтересованного в исходе дела человека.
Таких незаинтересованных граждан по административным или уголовным делам должно быть двое.
Видимо, в позапрошлом веке задумывалось так: чужие — это что-то вроде общественного контроля. Посторонние граждане должны смотреть за действиями силовиков, чтобы все было гласно, прозрачно и законно.
Но контроль общественности в наше время начал действовать «с оговорками».
Их основная обязанность — присутствовать при оформлении процессуальных действий и своим присутствием подтверждать, что действия эти происходили по закону.Что делать? 20.09.18
Какие инструменты контроля власти есть у рядового гражданина?
В отличие от свидетеля понятой никогда не выступает очевидцем преступления или правонарушения. Свидетель — невольный участник событий, а понятой всегда участвует в расследовании добровольно.
За отказ быть понятым нет никакой ответственности.
По закону понятых должно быть не меньше двух человек. Их можно привлекать при оформлении протоколов об административном правонарушении и во время предварительного следствия по уголовным делам.
Понятыми не могут быть:
- Несовершеннолетние.
- Участники уголовного судопроизводства и их родственники.
Представьте себе: Вы знаете, что производство некоего сл. действия удостоверил некий понятой, являющийся хорошим знакомым следователя.. . И вы не только это знаете, но и можете доказать (для начала — хотя бы документально)..
. а уж потом привлечь свидетелей.. .
Так и радуйтесь! )))
Если для вас принципиальны результаты этого обыска — оспаривайте их ПОТОМ, когда повторить его уже будет невозможно…) , а то упретесь сейчас — его просто повторят.. .
Незаинтересованность в ходе следственного действия — вещь оценочная, неконкретная.. . Но если вы обоснованно ссылаетесь на знакомство следователя и его понятых, НОРМАЛЬНЫЙ судья может такой протокол просто на всякий случай исключить..
Где взять в такой ситуации понятых?
С другой стороны, при обысках в помещениях или досмотре автомобиля, а также при задержании подозреваемых в преступлении форма процессуального контроля, а точнее, общественного, должна присутствовать. Потому что понятые — обычные граждане, им и суд поверит, и просто люди. А если вдруг после обыска без понятых хозяева затем пожалуются, что пропали деньги или ювелирные изделия, кто будет отвечать? Или оперативники и следователи «вдруг» найдут без свидетелей наркотики при обыске, будет ли это доказательством причастности подозреваемого к наркоторговле? Совсем оставлять без таких участников процесса процедуру обысков нежелательно.
В частности, судьи не будут иметь возможность вставить в приговор «судейское клише», что показания полицейских подтверждаются присутствовавшим при осмотре, обыске, выемке, задержании и других следственных действиях понятыми и поэтому у суда нет оснований не доверять их показаниям, а показаниям подозреваемых, обвиняемых и подсудимых суд не доверяет, поскольку они не подтверждаются другими собранными по делу доказательствами.
Вместе с тем необходимо под угрозой увольнения законодательно обязать сотрудников правоохранительных органов, в том числе полицейских, обязательно использовать технические средства, включая средства фото — и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступления, задержаниях, осмотрах места происшествия, обысках и проведении других следственных действий.
Не меньшее распространение получила так называемая «иностранная» помощь следствию. Речь идет о гастарбайтерах. Подпись приезжего требовалась тогда, когда надо было привлечь понятых, но желательно, чтобы их потом никто и никогда не смог найти.
История умалчивает, кто был первым сотрудником милиции, который сообразил, что приведенный с соседнего рынка рабочий настолько перепуган и бесправен, что расписаться готов под любым текстом. Ни один суд и ни один защитник подсудимых потом так и не смог найти этих граждан соседнего государства.
На фоне всех нарушений, связанных с привлечением понятых, истинная ценность «гражданина с улицы», как это ни странно звучит, не уменьшается, а возрастает.
Дмитрия Медведева с руководством МВД в Твери обсуждался проблема целесообразности участия понятых при проведении следственных действий. «Институт понятых сложился, когда не было других способов фиксации», — сказал тогда президент, добавив, что считает его «рудиментом прошлого».
В начале ноября Медведев подписал официальное поручение силовикам по усовершенствованию законодательства по указанному обстоятельству. Руководители правоохранительных и судебных органов должны представить предложения по указанному вопросу вначале в правительство, а затем к 1 декабря Президенту России.
Согласно УПК РФ понятой — это не заинтересованный в исходе уголовного дела человек, привлекаемый дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия.
Мой доверитель считает, что полицейские не побоялись подбросить в его жилище пистолет по той причине, что привезенные ими понятые дадут нужные для полицейских показания на следствии и в суде, а также то, что полицейские умышленно в ходе обыска не применяли видеосъемку, что не позволило зафиксировать на видео преступные действия полицейского, сфабриковавшего вещественные доказательства по уголовному делу.
Доказательством невиновности Жигунова в незаконном хранении подброшенного огнестрельного оружия по месту его проживания, свидетельствует тот факт, что ему спустя несколько месяцев так и не было предъявлено обвинение в незаконном хранении огнестрельного оружия по ч. 1 ст. 222 УК РФ.