Закон об ненавязывании доп услуг в кредит
Многие клиенты, например, сталкивались с рассылкой кредиток по почте или же получали предложение оформить карту на выгодных условиях при открытии депозита.
Часто вкладчики и участники зарплатных проектов получают письма/СМС-рассылку из своего банка с предложением по оформлению кредитного «пластика» на льготных условиях. Навязывание карточки также имеет место и в случае, когда при подаче заявки на обычную ссуду наличными кредитор настаивает на оформлении «пластикового» продукта.
Навязывание школой услуг конкретного банка
Многие учебные заведения переходят на безналичные расчеты по приему родительских платежей, например, за детское питание в столовой. Некоторые родители сталкиваются с тем, что администрация школы не предоставляет права выбора финучреждения, требуя использования «пластика» конкретного банка.
Даже если вы вслух говорили, что страховку берете по необходимости, это не поможет: в банках ведется видеосъемка, но не аудио-.
Очень важно!Не согласны – не подписывайте.
Подписали – согласились.
Исключением из правила о навязывании является страхование предмета залога. Если вы приобретаете дом, квартиру либо автомобиль и эта покупка является залогом, то ее застраховать вы обязаны. В этом случае действительно невозможно оформить кредит без страховки.
Интересно!Страховка обязательна.
Но оформить ее вы можете не только в офисе банка. У кредитной организации есть список аккредитованных страховых компаний, из которых вы можете выбирать.
Закон об ненавязывании доп услуг в кредит
Моральный вред
В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда.
В связи с отказом ответчика от возврата страхового возмещения, я понес значительные нравственные переживания.
Компенсацию морального вреда, оцениваю в 50 000 рублей.
Обоснование требования о взыскании штрафа
«04» сентября 2017 г.
Закон об ненавязывании доп услуг в кредит без первоначального
В чем подвохи?
- Стоимость ненужной услуги включается в сумму кредита. То есть вы а) берете в кредит гораздо больше запланированной суммы; б) платите проценты по кредиту на стоимость навязанной услуги.
- Кредитный менеджер объясняет, что без покупки дополнительных услуг кредит не дадут. Это прямое нарушение закона «О защите прав потребителей» (статья 16), который запрещает навязывание дополнительных платных услуг. Но есть проблема: по закону банк не обязан давать кредит любому обратившемуся.
Т.е.
Закон об ненавязывании доп услуг в кредит без первоначального взноса
К заявлению применяются общие требования для обращений граждан в органы власти, описанные в ФЗ No 59 от 02.06.2006. А именно:
- заявление не должно быть анонимным. В нем должны быть указаны данные и координаты обратившегося, для того, чтобы сотрудники надзорного органа могли связаться для получения дополнительной информации, доказательств, предоставить ответ или дать консультацию;
- из сообщения должно быть понятно, что является причиной обращения, какие права нарушены, кем и по отношении к кому;
- текст не может содержать ненормативную лексику или угрозы в адрес сотрудников или их близких.
Документ должен быть написан разборчиво.
Кредитор обязан уведомить клиента о существующем праве выбора. Да и в таких случаях банк находит действенный способ влияния на клиента, предлагая в виде альтернативы продукт с повышенной ставкой.
Широкое распространение получило присоединение суммы страховки к телу самого займа. Еще одна уловка кредитора – это включение в договор обязательного страхования залога, например, и личного страхования потребителя.
Также распространено введение банком в кредитное соглашение пункта о присоединении заемщика к условиям договора коллективного добровольного страхования. Финорганизации зачастую не ставят клиента в известность об этом.
А именно:
- заявление не должно быть анонимным. В нем должны быть указаны данные и координаты обратившегося, для того, чтобы сотрудники надзорного органа могли связаться для получения дополнительной информации, доказательств, предоставить ответ или дать консультацию;
- из сообщения должно быть понятно, что является причиной обращения, какие права нарушены, кем и по отношении к кому;
- текст не может содержать ненормативную лексику или угрозы в адрес сотрудников или их близких. Документ должен быть написан разборчиво. Несоответствие этим двум параметрам может привести, к тому, что он останется без ответа;
- в конце проставляется дата и подпись.
Сроки для рассмотрения обращения предусмотрены тем же 59 — ФЗ, где сказано, что у сотрудников для дачи компетентного ответа есть месяц.
Но на деле не всегда получается сделать это.
Примеры нарушений
С навязыванием платных услуг можно столкнуться при покупке товаров в магазине, при получении кредита и даже в частных медицинских учреждениях – недобросовестные владельцы клиник вынуждают клиентов приобретать определенный вид медикаментов или дополнительных обследований.
Такое явление можно встретить и в похоронных агентствах, которые пользуются растерянным состоянием своих заказчиков.
По закону нельзя без согласия потребителя оказывать ему платные услуги или требовать оплаты дополнительного товара, который он не хочет приобретать. Покупатель вправе обратиться к продавцу или исполнителю услуг за возвратом уплаченных средств.
Кредит
При получении кредита можно столкнуться с незаконным включением в оплату дополнительных услуг, таких как страхование жизни или имущества.
1.Страховки.
Страховки – самый любимый вид дополнительных услуг, навязываемых банком клиенту. Обычно это происходит в форме присоединения клиента к коллективному договору страхования. Экономическая суть – маскировка скрытых процентов.
Согласно Закону «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Кроме того, Закон запрещает банкам заниматься страховой деятельностью, соответственно банк просто не может предоставлять никаких услуг, связанных со страхованием, в том числе посреднических.
Юридическая суть – притворная сделка, маскирующая плату за выдачу кредита агентским договором, т.е. договором по которому банк выступает посредником по предоставлению лицу услуг другого лица – страховой организации.
Не желая мириться со сложившейся ситуацией, банки пошли на следующий шаг.
Обязательным условием предоставления кредита стало подписание заявления, которым заемщик просит банк обеспечить его страхование по договору коллективного страхования, заключенному между банком и страховщиком.
При этом устанавливается стоимость услуг банка по такому обеспечению страхования. Стоимость услуг складывается из вознаграждения Банка и возмещение затрат Банка на оплату страховой премии Страховщику.
Никакой связи между заявлением и кредитным договором нет, за исключением разве что равенства суммы кредита и страховой сумм, а также того, что услуги банка будут оплачены со счета, на который будут зачислены денежные средства по кредиту.
Таким образом, заемщик уже не сможет так просто отказаться от навязанной ему услуги и вернуть излишне уплаченную сумму.
Впрочем, в последнее время банки придумывают новые услуги, например, вслед за смс-уведомлением — подключение онлайн-банка. Например, АО “Альфа-Банк” вообще в настоящее время не выдает кредитов без установки на мобильный телефон мобильного приложения Мобильный Банк Альфа-Мобайл. А за услугу каждый месяц списываются денежные средства. Аналогичную услугу навязывает ПАО “Сбербанк” в качестве дополнительной. Услуга предоставляется автоматически вместе с заключением договора. За нее также взимается отдельная плата и отключить ее можно только путем манипуляций с смс-сообщениями.
Безусловно право не платить за дополнительные услуги предоставлено потребителю законом, и он вправе их не оплачивать, однако редко кто следит за соблюдением своих прав, поэтому банки активно навязывают потребителям ненужные им услуги для получения сверхприбыли.
ГК входят средства, что пришлось потратить покупателю на восстановление своего права или придется потратить, цена утраченных вещей, размер доходов, которые мог бы получить пострадавший в обычной ситуации.
Кроме того, нарушителю потребуется выплатить компенсацию морального вреда. А также заплатить штраф за добавление к основному договору неправомерных услуг, за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя.
Но важно понимать, что само по себе обращение не приведет к положительному результату. Факт нарушения потребуется установить в суде, с помощью предоставленных неопровержимых доказательств. Ими могут быть документы, которые потребуется приложить к иску или свидетельские показания.
Иск подлежит рассмотрению в течение 2 месяцев с момента обращения.