Философия права как отрасль юридической науки и основа права
С этих позиций он исследует законотворчество, соотношение права, государства и социальных структур, социальную цель права.
Вместе с тем Хенкель подчеркивает необходимость разработки философии права и как отрасли общей философии (наряду с философией природы, философией истории, философией религии).
Французский профессор права Г. А. Шварц-Либерман фон Валендорф видит основное назначение философии права в ценностном подходе (оценке) к позитивному праву, поскольку «философия, по сути своей, и есть установление иерархии ценностей по отношению к окружающему нас миру». Само право характеризуется Валендорфом как «логика ценностей», а законы («абстрактные нормы права») как «довольно хрупкий результат более или менее ясного интерсубъективного соглашения между членами данного общества» .
Философия права как отрасль юридической науки и основа права
Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С.
В данном процессе теория государства и права между тем не только и даже не столько воспринимает, перерабатывает и трансформирует вырабатываемую философией права теоретическую и методологическую продукцию, сколько непосредственно сама производит ее.
Исследования, проводившиеся в данной области отечественными учеными, с очевидностью указывают, в частности, на то, что общая теория государства и права, обслуживая в методологическом отношении отраслевые юридические науки, широко использует при этом не только соответствующий потенциал философии права, но и применяет сформированную на ее собственной основе иерархическую методологическую структуру — своего рода иерархическую разноуровневую систему методов познания права См.: Черненко А.К. Теоретико-методологические проблемы формирования правовой системы общества. Новосибирск, 2004. С.
Однако эта идея нуждается, как представляется, в более подробной аргументации и обосновании. В то же время отождествление философии права с наукой или самостоятельной дисциплиной вызывает серьезные возражения (это противоречит идее автора об иерархичности юридического знания).
Более последовательной представляется позиция В.М.Сырых и его утверждение о том, что связь теории права и философии не зависит от содержания философии. Философия, выполняя мировоззренческие, теоретические, методологические и гносеологические функции, выступает тем самым основанием теории права.
Философия исследует всеобщие законы развития природы, общества, мышления и является необходимым основанием теории права, так как любое конкретное явление характеризуется определенной совокупностью всеобщих черт, признаков.
Не следует сбрасывать со счетов ту огромную теоретически и практически значимую методологическую работу, которая проводится в рамках гражданского, уголовного, административного и других отраслей права в плане определения их предмета и объекта исследования; разработки их основных принципов и методов познания, а также реализации соответствующего вида правовых норм; определения системы действующих в рамках каждой отрасли права юридических норм; разработки понятийного аппарата, обслуживающего ту или иную отрасль права; и др. См.: Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Владиносток, 1998; Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки.
Екатеринбург, 2001; Государство и право: вопросы методологии теории и практики функционирования / отв. ред. А.А. Напреенко. Самара, 2001; Теоретико-методологические проблемы права. Вып. 2 / отв. ред. М.Н. Марченко.
При этом познании правовых явлений и процессов используются категории и понятия как юридические (правовая культура, правовое сознание, право, источник права) так и философские понятия такие как (форма и содержание, структура и функция, система и элементы). В юр. литературе по этому поводу (в связи с широким использованием фил понятий и категорий указывалось, что не нужно бояться философизации юр. науки, однако во-первых, не подменять юр. исследование и юр. подход философским или иным и во-вторых, не переоценивать методологического потенциала фил понятий и категорий, таки как общее и особенное, конкретное и абстрактное, причина и следствие, так как это приведет к однобокости исследования и отрыва от правовой реальности.
4. Объективности
5.
В научной литературе верно отмечается, что в таких случаях «законы и категории общей философии не просто иллюстрируются правовым материалом, а модифицируются, трансформируются, преобразуются сообразно специфике исследуемых объектов» и что современный опыт познания в области философии права свидетельствует о своеобразном двуедином процессе: с одной стороны, происходит своего рода «адаптация» философских знаний к правовой среде, а с другой — сама эта среда нередко порождает «такие уровни осмысления правовой реальности, которые достигают высот философского обобщения»’.
Этот двуединый процесс касается в первую очередь стратегически важных для теории и практики фундаментальных решений и проблем, которые возникают в процессе познания и реализации права и которые требуют к себе философского подхода и соответствующего осмысления и объяснения.
Для того чтобы аргументировать какую либо точку зрения по данному вопросу, необходимо, как представляется, выяснить вопрос о соотношении философии и науки, так как очевидно, что взаимодействие философии права и юридической науки не может ничем принципиально отличаться от соотношения философии и науки как таковых.
Необходимо отметить, что при любом подходе к описанию и объяснению научного знания оно неизбежно опирается на некоторое предпосылочное, априорное знание. Примерами такого предпосылочного знания могут являться хорошо описанные в литературе теория парадигм Т.Куна, научно-исследовательских программ И. Лакатоса, неявного знания М.
Филосо́фия пра́ва (или правова́я филосо́фия) — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.
Разделы философии права[править|править код]
Правовая онтология[править|править код]
Учение о бытииправа, его природе, сущности, принципах, основных гранях права (догме права, правовом содержании, правовых идеях), разграничении права и закона.
Правовая гносеология[править|править код]
В рамках правовой гносеологии постигаются теория и методологияпознания правовой реальности, связанные с разграничением права на естественное и позитивное, формированием юридического и легистского правопонимания.
Несколько иначе подходит к выяснению предмета философии права B.C.Нерсесянц. По его мнению, философия права является междисциплинарной наукой, объединяющей начала юридической науки и философии, выполняющей «ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера. В качестве главной проблемы философии права B.C. Нерсесянц считает вопрос о том, что такое право, и рассматривает его преимущественно с точки зрения различения и соотношения права и закона.
Как видим, здесь проблематика философии права охватывает гораздо более широкий круг вопросов по сравнению с позицией Д.А.Керимова.
Наряду с этим отраслевые юридические науки разрабатывают частнонаучные методы исследования специальных правовых объектов, которые, при их общей значимости, включаются в философию права.
Если комплекс юридических наук онтологически воспроизводит картину правового бытия как целостно-системного знания, то философия права трансформирует и преобразует это знание в гносеологические средства освоения этого бытия. Иначе говоря, философия права использует добытые отраслевыми юридическими науками знания для дальнейшего, более всестороннего и глубокого познания правовой действительности и перспектив ее совершенствования.
Философия права, как было показано ранее, является по отношению к философии специальной наукой, но вместе с тем она выступает в качестве общей науки, выполняющей методологическую миссию по отношению к более узким разделам правоведения, т. е.