Диаспоры и национальные меньшинства вкр
Актуальные проблемы национальных и этнических меньшинcтв, их правовой защиты выявлены в таких исследованиях последних лет, как Porębski 1991; Europapaństw–Europanarodów… 1995; Opitz 2008, Pan 2012.
[5] В российской гуманитарной науке, казалось бы, больше всего обремененной задачами исследования положения национальных меньшинств в собственном государстве, практически нет работ, в названиях которых выделялась бы проблематика российских «национальных и этнических меньшинств». Здесь издается энциклопедия Народы России 1994 ( народы , а не национальные меньшинства ), здесь с опасением говорят об этническом национализме в контексте государственного строительства (см.: Этнический национализм …
При этом японцы и выходцы из Южной Кореи составляли лишь меньшую часть диаспорных групп, обобщенных под понятием «азиаты» и включающих в себя китайцев, вьетнамцев, филиппинцев, индийцев, иранцев и выходцев из других стран Азии. Таким образом, подавляющее большинство азиатских диаспор имеет исторические родины с уровнем жизни значительно ниже американского. Аналогичная закономерность прослеживается и в некоторых русских и русскоязычных диаспорах США, в частности на Аляске [41, 67].
4.
Корпоративность диаспоры наряду с остальными причинами также считается преимуществом в экономической деятельности. В то время как большая часть индивидуумов окружающего социума социально атомизирована, представители диаспор используют преимущество корпоративности. При этом корпоративность может быть как внутренней, так и внешней.
Это возмущение нашло отражение в проекте резолюции, представленном балкарской делегацией в 2011 году на общее собрание делегатов 56-го Конгресса Федерального Союза народов Европы.
[40] Из Обращения балкарских писателей к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву от 8 августа 2011 года. Приложение к Обзорной справке «О многолетней общественно-политической, социально-экономической, правовой, культурно-нравственной и этнической дискриминации балкарского народа в КБР», составленной региональной общественной организацией «Совет старейшин балкарского народа» 5 февраля 2012 года.
М., 2005.
35. Полоскова Т.В. Современные диаспоры: внутриполитические и международные проблемы. М., 2000.
36. Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. – М.: ИС РАН. – 2008.
37. Резник Ю.М. Социальная антропология как научная дисциплина // Социс.
1997. № 5. С. 100-111.
38. Семёнов Ю.И. Этнос, нация, диаспора // Этнографическое обозрение. 2000. №2.
39. Социология и социальная антропология. Меж. вуз. Сб./ Под ред. В.Д. Виноградова, В.В. Козловского.: М.: Инфра-М., 1997.
40.
41. Стрельченко С.В. Диаспора как субъект социально-экономических процессов (Социально-философский анализ наиболее общих тенденций в прошлом и настоящем) // Энергия. – 2006. №7. С. 65-68.
42. Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение.
– 2000.
Czerwonnaja 2013.
[50] См. об этом: Malek / Schor-Tschudnowskaja 2008.
[51] Едва ли не впервые с российской общественной трибуны – на научной конференции по проблемам российской национальной политики на Северном Кавказе в феврале 1994 года в Ставрополе – этот принцип сформулировал бывший Президент Федерального Союза Народов Европы сенатор Карл Миттердорфер, возглавлявший миссию ФСНЕ (Fact-Finding-Mission), имевшую целью исследование ситуации в Карачае.
[52] О том, как высока была планка надежд, связанных с вступлением первых организаций народов бывшего СССР в Федеральный Союз европейских национальных меньшинств, ярче всего свидетельствует публикация, появившаяся в первом свободном печатном органе крымских татар – газете «Авдет»: Вступая в содружество европейских наций… // «Авдет», Симферополь, 1992, № 15, 23 июля. С.
Таким образом, мы рассмотрели определение понятия «диаспора» и существенные признаки, определяющие феномен диаспоры. Так, диаспорой принято называть часть этноса, проживающую за пределами своего национального государства. Большинство исследователей в качестве основного существенного признака диаспоры называют стремление диаспор к сохранению контактов со странами исхода и с общинами того же этнического происхождения.
Кроме того, важнейшим признаком диаспоры считается наличие социальных институтов и определенной организации диаспоры. Особенно важным представляется идея о том, что попытки создавать организацию могут простираться далеко за пределы принимающей страны.
Поэтому представляется важным рассмотрение особенностей национальных диаспор на постсоветском пространстве.
2. В настоящее время на постсоветском пространстве наблюдается несколько основных тенденций возникновения и развития национальных диаспор:
· рост, укрупнение и организационного укрепления старых диаспор;
· организационное оформление диаспор таких народов, которые возникли в основном только потому, что образовались самостоятельные государства;
· появление диаспор как результат неурядиц, гражданских войн, межнациональной напряженности;
· образование диаспор, представляющих собственно народы России;
· существование группы диаспор, находящихся в полуоформленном, зачаточном состоянии, которые отражают некоторые в прошлом и настоящем сложные политические процессы.
3.
В ходе последней переписи (2002 года) переписчики особенно часто сталкивались с возрождением этнонимов исчезнувших народов: люди называли себя булгарами (ассоциируясь с населением средневековой Волжской Булгарии), аланами (по наименованию исчезнувшего Аланского царства), хазарами, кипчаками, половцами и так далее. Вопрос о том, существуют ли такие народы в современной России (может быть, и существуют, раз это отражается в сознании людей), остается открытым, но при этом совершенно очевидно, что на вопрос о том, сколько «нерусских народов» проживает в современной России, нет и не может иметь однозначного, «окончательного» ответа.
[18] На островах Японии этот народ еще сохранился. См.: Nakamoto 2004; Kaizawa 2004.
[19] Самарин 1930, с.
России, в частности, исследование особенностей жизни и адаптации национальных диаспор в современной Москве.
Глава 3. Исследование особенностей жизни и адаптации национальных диаспор в современной Москве (на примере армянской)
3.1 Организационно-методическое обеспечение исследования
Основной целью практической части нашего исследования является подтверждение гипотезы о том, что, исследование особенностей жизни и адаптации национальных диаспор в современной Москве способствует развитию стратегии национальной, экономической и социальной политики РФ.
Задачей практической части нашей работы является исследование особенностей жизни и адаптации армянской национальной диаспоры в Москве.
Для решения данной задачи целесообразным представляется использование констатирующего эксперимента.
Члены диаспоры преданы идее всемерной поддержки (или восстановления) страны исхода и полагают, что им следует сообща взяться за это и тем самым обеспечить ее безопасность и процветание.
6. Сохраняющаяся идентификация со страной происхождения и базирующееся на этом чувство групповой сплоченности [36, 28-29].
Другая концепция, предложенная Х. Тололяном, концентрирует внимание на следующих элементах, в которых, по мнению автора, отражена суть феномена «классической» диаспоры.
1. Диаспора формируется вследствие принуждения к выселению; в результате этого за пределами страны происхождения оказываются большие группы людей или даже целые общины. Одновременно может иметь место добровольная эмиграция индивидов и малых групп, что также приводит к возникновению анклавов в принимающих странах.
2.
Калмыки США сближаются, с одной стороны, с русской диаспорой, с другой — с японской. Являясь выходцами из Польши, белорусы Аргентины были ориентированы на Россию, как на государство близкого этноса [41, 67-68].
Указанная многоплановость создает возможность множества вариантов внешней корпоративности. Вследствие этого диаспоры могут лоббировать экономические интересы общностей, с которыми связаны и, в свою очередь, получать от них экономическую помощь.
Примером современных узколокальных экономических связей могут служить также итальянские, греческие и отчасти китайские диаспоры Новой Зеландии. Они проявляются в экономической сплоченности, заметной по однородности деятельности. Для греков характерно занятие ресторанным бизнесом, для итальянцев — пригородное садоводство.