Особая экономическая зона по экологии
На этом этапе выявляются ошибки бизнес-плана, его соответствие требованиям к виду деятельности, социальной и экономической пользе. После одобрения УК доработанного проекта, заявка отправляется в Минэкономразвития РФ
Регламентирующие документы
Нормы по созданию и функционированию особых экономических зон в России зафиксированы в Федеральном законе от 22.07.2005 №116-ФЗ. В нем прописаны необходимые условия для присвоения статуса ОЭЗ, сроки его действия, процедура принятия решения, уполномоченные органы и формы соглашений.
Заявку о создании особой экономической зоны, согласно рекомендациям Минэкономразвития, подают органы региональных властей.
Статус СЭЗ начал действовать с 1 января 2015 года (на период в 25 лет с возможным продлением) и предусматривает некоторые особенности налогообложения в Крыму и Севастополе, особенности осуществления госконтроля, въезда, функционирования свободной экономической зоны[7][8][9].Статистика[править|править код]
Всего на 2018 год в России действуют[10]:
- 25 особые экономические зоны:
- 9 промышленно-производственных экономических зон;
- 6 технико-внедренческих экономических зон;
- 1 портовых экономических зон;
- 9 туристско-рекреационных экономических зон.
38 стран инвесторов;
656 резидентов;
28 421 — создано рабочих мест.
Промышленные ОЭЗ[править|править код]
Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны.
Особая экономическая зона по экологии
Но площадка продолжает развиваться под управлением региональных властей с сохранением многих льгот.
Бирюзовая Катунь
Туристско-рекреационная ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» самая большая по площади занимаемой территории — 3326 гектаров. Это единственный проект, реально принимающий туристов сегодня.
Но из-за выявленного нарушения баланса капиталовложений со стороны государства и частных инвесторов, проект может быть передан в региональное ведомство или потерять статус особой зоны.
Несмотря на это приток туристов растет с каждым годом, и интерес предпринимателей к региону тоже повышается.
- Анклавные (экспортно-ориентированные).
Бывают часто торговыми и промышленно-производственными: зоны одного предприятия, экспортно-производственные зоны, разные высоко-технологичные компании.
По принципу национальности[править|править код]
- Национальные — действующие рамках одного государства.
- Трансграничные — действующие в рамках двух и более государств.
) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства. Часто особый статус выражается в льготных налоговых или таможенных условиях для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение задач социально-экономического развития государства, отдельных регионов или отраслей.
Понятие ОЭЗ[править|править код]
Существует смешение понятий в рамках данной темы ввиду существования различных родительских понятий:
- в рамках российского законодательства[1] обобщённое понятие — «особая экономическая зона» (ОЭЗ)
- в рамках некоторых учебников и научных статей[2] — «свободная экономическая зона» (СЭЗ).
- в рамках системы/терминологии «комплексных экономических зон».
- в рамках англоязычного понятия «special economic zone», переводимого как «особая экономическая зона» (ОЭЗ).
Некоторые виды:
- Свободная зона
- Свободная экономическая зона
- Особая экономическая зона
По степени организации[править|править код]
- Территориальные ОЭЗ — льготы предоставляются на конкретной территории, часто присутствует развитая инфраструктура. Их виды:
- Анклавные зоны — либеральная политика, но в области лишь одного региона, что снижает их связи с другими регионами страны.
Бывают часто свободными портами, зонами свободной торговли (отличать от ЗСТ-степень интеграции!), экспортно-производственные зоны. - Открытые зоны — существует политика таможенного контроля, но нет такого особого ограничения, что делает их более связанными с другими регионами.
- Анклавные зоны — либеральная политика, но в области лишь одного региона, что снижает их связи с другими регионами страны.
Создание комфортных условий необходимо для привлечения зарубежных специалистов и их достижений.
- Туристско-рекреационные. Части территории страны, где целесообразно развивать туризм: имеются исторически и культурно значимые места, зоны активного отдыха и т.д.
- Портовые.
В данную группу входят зоны свободной торговли, освобожденные от таможенных пошлин. Как правило, это территории морских портов, авиапортов.
Создаются особые условия для бизнеса, связанного с транспортировкой, упаковкой, сортировкой и хранением товаров, проведением контроля качества.
Существуют и комплексные особые экономические зоны, ими становятся целые регионы, когда есть необходимость предоставить льготы всем или почти всем предпринимателям для поддержки этого региона.
Развитие этой тенденции отразилось и на характере деятельности экспортно-производственных зон, многие из которых начали трансформироваться в научно-промышленные парки (НПП). Новые СЭЗ могут образовываться и в форме технополисов, высокоразвитых структур по организации разработки и выпуска конкурентоспособной продукции.
Особым видом СЭЗ являются оффшорные центры (ОЦ), или так называемые «налоговые гавани».
Все площадки ОЭЗ обеспечены абсолютно новой и современной инфраструктурой.
ОЭЗ предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ для реализации проектов, в том числе по локализации производства в России и выходе на евразийский рынок, в том числе:
- Минимальные административные барьеры.
- Налоговые льготы и таможенные преференции.
- Сниженные цены на аренду и выкуп земли.
- Помощь в реализации инвестиционного проекта на первой стадии его развития, а также его дальнейшее сопровождение со стороны управляющих компаний ОЭЗ.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) – один из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.
Деятельность ОЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ).
К СЭЗ первого поколения относят зоны свободной торговли, второго – экспортно-производственные зоны, третьего – технопарки, технополисы, оффшорные центры, четвертого поколения – эколого-экономические зоны.
Во второй половине ХХ века проблемы экологии и защиты окружающей среды выходят на первый план. Эколого-экономические факторы становятся основными при принятии управленческих решений как на региональном и государственном уровнях, так и в масштабах всей планеты.
Концепция ноосферы из абстрактной социальной утопии стала превращаться в стратегическую и практическую реальность современного мира.
Разработка и воплощение концепции устойчивого, сбалансированного и безопасного развития нашли свое отражение и в процессе эволюции специальных экономических зон.