Перегибы в практике наложения взыскания за коррупционные правонарушения
Российской Федерации, содержащие признаки коррупции.
Преступления, связанные с коррупционными преступлениями – любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.
К основным коррупционным преступлениям, могут быть отнесены такие виды уголовно наказуемых деяний: злоупотребление должностными и иными полномочиями; получение и дача взятки; служебный подлог.
В широком значении понятия коррупционных преступлений, к числу уголовно наказуемых деяний данного характера, можно отнести: воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности; незаконное участие в предпринимательской деятельности; регистрация незаконных сделок с землей; провокация взятки либо коммерческого подкупа.
Согласно положениям федеральных законов, определяющих специфику профессиональной служебной (трудовой) деятельности служащих, за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции применяются следующие виды взысканий:
а) замечание;
б) выговор;
в) строгий выговор (для государственных служащих, замещающих должности военной и правоохранительной службы);
г) предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии;
д) увольнение с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия.
5.
Перегибы в практике наложения взыскания за коррупционные правонарушения
В связи с тем, что исчисление срока привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения прямо не связано с моментом его совершения, может сложиться представление о возможности привлечения сотрудника к такой ответственности в любой период. Однако предметом проверки соблюдения сотрудниками органов внутренних дел требований, ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, является соблюдение этих требований, ограничений, запретов и обязанностей в течение трёх лет, предшествующих поступлению информации.
Ещё одной особенностью, связанной со временем, является срок ознакомления сотрудника с актом о наложении взыскания или об отказе в наложении такого взыскания: копии этих актов вручаются сотруднику органов внутренних дел под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
Перегибы в практике наложения взыскания за коррупционные правонарушения применяются
а) совершение служащим нарушения требований законодательства о противодействии коррупции впервые;
б) безукоризненное соблюдение служащим в отчетном периоде других ограничений, запретов, требований, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
в) добровольное сообщение о совершенном нарушении требований законодательства о противодействии коррупции в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений до начала проверки, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065;
г) содействие проверяемого осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всестороннее изучение предмета проверки.
13.
Перегибы в практике наложения взыскания за коррупционные правонарушения могут быть
Сокрытие сведений о находящемся в собственности недвижимом имуществе, расположенном за пределами Российской Федерации.
9. Значительное завышение общей суммы полученных доходов либо указание реально не полученных служащим доходов с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества на законные доходы.
10. Значительное завышение общей суммы вкладов в банках и иных кредитных организациях с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества (может осуществляться, когда указывается якобы имеющийся вклад в кредитной организации);
11.
В этот месячный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). С учетом всех этих периодов взыскание должно быть наложено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
— В акте о наложении взыскания обязательна ссылка на статьи 50.1 или 82.1 в качестве основания взыскания.
— Об отказе в наложении взыскания также составляется мотивированный акт.
В настоящее время , сюда следует добавить и выгоды имущественного характера в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
Взятки можно условно разделить на явные и завуалированные.
Взятка явная – взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.
Взятка завуалированная – ситуация, при которой и взяткодатель и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. Например, за общее покровительство по службе.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных с взяткой: получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291).
8. Взыскание в виде замечания применялись к гражданским (муниципальным) служащим в случаях малозначительности совершенного ими проступка с обязательным рассмотрением материалов на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссия).Взыскание в виде замечания или выговора применялись к федеральным государственным служащим, замещающим должности государственной службы иных видов, в случаях малозначительности совершенного ими проступка с обязательным рассмотрением на заседании аттестационной комиссии.Обзор ситуаций, которые расценивались как малозначительные проступки, приведен в приложении N 2.
9.
Ответственность за коррупционные правонарушения
Полковник внутренней службы Павел ДАВЫДОВ, начальник отдела организации профилактики коррупционных правонарушений Департамента государственной службы и кадров МВД России
Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики. Основным элементом этой деятельности остаётся профилактика коррупции, которая направлена на минимизацию рисков возникновения коррупционных проявлений и формирование среди государственных служащих нетерпимости к коррупционному поведению. Проводится подобная работа и в рядах органов внутренних дел.
ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ правовых норм, регулирующих вопросы применения к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения (под таковыми понимаются взыскания, предусмотренные статьями 501 и 821 Закона о службе), а также дисциплинарной практики позволяет выделить ряд особенностей наложения данных взысканий.
Согласно нормативным предписаниям статьи 49 Закона о службе нарушение служебной дисциплины выражается, в частности, в несоблюдении сотрудником органов внутренних дел запретов, ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) служебных обязанностей.