Право внешних отношений госорганы
Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., а также международные обычаи и внутреннее законодательство государств (например, количественный состав дипломатических представительств, полномочия органов государственной власти, которые вступают во внешние сношения, порядок ввоза предназначенных для дипломатических представительств предметов и освобождение их от всех таможенных пошлин и т.д.).
Система права внешних сношений. Право внешних сношений — это единственная самостоятельная отрасль международного права, состоящая из следующих четырех частей: дипломатическое право; право специальных миссий; дипломатическое право международных организаций; консульское право.
Члены дипломатического персонала представительства назначаются ведомством иностранных дел аккредитующего государства без предварительного запроса. Исключение здесь составляют военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, кандидатуры которых, как правило, подбирает военный министр из числа кадровых офицеров своих вооруженных сил и согласовывает их с министром иностранных дел своего правительства.
Кроме того, государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на его одобрение.
О такой возможности говорит ст. 7 Венской конвенции 1961 г.
Для дипломатического персонала внутренним законодательством каждой страны устанавливаются специальные служебные звания – дипломатические ранги, которые обычно соответствуют занимаемой должности и имеют аналогичные наименования.
Количество сотрудников, работающих в дипломатическом представительстве, определяется по соглашению между сторонами, а в случае его отсутствия – аккредитующим государством. При этом при отсутствии конкретного соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить аккредитующему государству, чтобы численность персонала представительства сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства.
По этим основаниям в соответствии со ст. 11 Венской конвенции 1961 г.
Другие должностные лица консульского учреждения в соответствии со ст.
19 Венской конвенции 1963 г., за небольшими исключениями, свободно назначаются представляемым государством на соответствующие должности.
Свобода официальных сношений дипломатического представительства понимается довольно широко: «При сношениях с правительством и другими представительствами и консульствами акредитирующего государства, где бы они ни находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные и зашифрованные депеши». Установка и эксплуатация радиопередатчиков осуществляется с согласия государства пребывания.
Освобождение от налогов и сборов (фискальные привилегии).
Представляемое государство и глава представительства освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин …
Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства.
Консульские должностные лица и консульские служащие, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением, в частности: косвенных налогов, которые обычно включаются в стоимость товаров или обслуживания; сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания; налогов на наследственное имущество, или пошлин на наследование, или налогов на переход имущества, взимаемых государством пребывания; налогов и сборов на частный доход, включая доходы с капитала, источник которого находится в государстве пребывания; сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания.
При этом Конвенция оставляет за принимающим государством право отказать в агремане без объяснения причин.
Если речь идет о замене главы дипломатического представительства, то агреман обычно запрашивается через действующего главу представительства. Он посещает ведомство иностранных дел и в устной форме сообщает министру или его заместителю о намерении своего правительства назначить нового посла.
При этом работникам министерства передается справка, содержащая основные данные о кандидате, его образовании, служебной деятельности и семейном положении. Запрос агремана может также проводиться путем направления в ведомство иностранных дел специальной вербальной ноты.
Ответ дается форме, аналогичной форме запроса.
Установление дипломатических отношений означает согласие на установление консульских отношений, но открытие консульского учреждения на территории данного государства возможно только после получения согласия этого государства.
Консульское учреждение может распространять свою деятельность на территорию всей страны или ее часть, которая в таком случае называется консульским округом.
В последнее время в международных отношениях широкое распространение получила также практика передачи иностранным официальным лицам посланий через личных представителей глав государств.
Согласно Конвенции о специальных миссиях 1969 г. (Россия в ней не участвует) возможно направление одной и той же специальной миссии в два или несколько государств (ст. 4), общей специальной миссии двумя или несколькими государствами (ст. 5) или направление специальных миссий двумя или несколькими государствами для рассмотрения вопроса, представляющего для них общий интерес (ст. 6).
Направление специальной миссии в другое государство осуществляется по взаимному согласию, предварительно достигнутому через дипломатические или иные каналы. Функции специальной миссии также определяются по согласию между посылающим и принимающим государствами.
Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции распространяется на этих лиц при исполнении служебных обязанностей.
Члены обслуживающего персонала, которые пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей. Эти лица освобождаются от налогов, пошлин и сборов с получаемого ими заработка.
Домашние работники дипломатического и административно-технического персонала представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, пошлин и сборов с получаемого ими заработка.
Личная неприкосновенность является важнейшим дипломатическим иммунитетом.
Лицо дипломатического агента неприкосновенно. Он не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме.