Разновидности и методы адаптации персонала
- формирование положительного отношения к трудовому процессу, развитие чувства удовлетворенности.
Задачи структурного подразделения или специалиста по адаптации:
- проведение семинаров по теме адаптации;
- организация бесед руководства и наставника с новым работником;
- организация непродолжительных курсов для руководителя, вступающего на должность;
- проведение курса подготовки наставника;
- внедрение методик постепенного усложнения поставленных перед работником задач;
- выполнение поручений для налаживания контактов новичка с коллегами;
- подготовка единиц в случае ротации кадров;
- проведение ролевых игр для повышения сплоченности коллектива.
- Необходимость с точки зрения работодателя
- Кто несет ответственность за осуществление процесса?
- Разновидности и методы адаптации персонала
- Разновидности и методы адаптации персонала в ооо юран
- Разновидности и методы адаптации персонала в организации
- Что такое адаптация персонала
- Методы организационной адаптации
- Основные методы адаптации персонала
Необходимость с точки зрения работодателя
Адаптация работника – его включение в новую социальную и материально-вещественную среду.
- Экономическая. Каждой профессии присущ определенный способ материального вознаграждения. Зарплата связана с его условиями и реализацией. Объекты данного типа адаптации – размер зарплаты и своевременность выплат.
Кто несет ответственность за осуществление процесса?
Ответственность за организацию адаптации персонала не может возлагаться на одну конкретную единицу.
В данном процессе всегда участвует служба персонала, непосредственный руководитель и коллектив в целом.
Закрепление функций управления процессом адаптации проходит по нескольким направлениям:
- Формирование специального отдела в системе кадрового менеджмента.
Разновидности и методы адаптации персонала
На этом этапе работнику необходим инструктаж, практическое ознакомление его с новыми обязанностями, требованиями, нормами. На практике используется стажировка, наставничество, кураторство или просто непосредственное участие руководства и коллег.
Деятельность программ по адаптации происходит в большинстве именно на данной ступени.
- Включение в деятельность. Получив первичный набор по адаптации, сотрудник начинает его «обкатывать» в реальных условиях, непосредственно включаясь в производственную деятельность и межперсональное общение. Поначалу процесс будет сопровождаться напряженностью и, возможно, ошибками, но по мере продвижения, адаптация наберет обороты.
Разновидности и методы адаптации персонала в ооо юран
- беседует с новым сотрудником после первого рабочего дня.
Стадия 3. Первая неделя работы. На этой стадии адаптации персонала HR-специалисты наиболее плотно взаимодействуют с новичками, информируя их о существующих карьерных перспективах, изучая уровень их профессионального развития и подготавливая для них индивидуальные программы адаптации. Наставник:
- рассказывает новому сотруднику об истории фирмы, ее актуальных целях и задачах, принятых методах работы;
- рекомендует ознакомиться с теми или иными документами;
- описывает, как работает административно-хозяйственная система организации;
- устраивает ознакомительные собеседования нового специалиста с его будущими коллегами и начальством;
- обучает составлению отчетности.
Стадия 4. Завершение испытательного срока.
Разновидности и методы адаптации персонала в организации
- социальная – получая новую для себя психологическую «роль», а именно члена коллектива, коллеги, а также подчиненного, человек должен научиться и новым для себя правилам этой «игры», принять ценности новой среды и, в свою очередь, также начать оказывать на нее влияние (в обиходе это называют «стать своим»);
- финансовая – с новыми обязанностями меняется и экономическая составляющая жизни человека, нужно будет брать в расчет не только фактор заработной платы (ее размер и своевременность) и других увеличений бюджета, но и дополнительные расходы, например, на проезд к месту работы;
- психофизиологическая – перестраивается не только психика человека, но и особенности его биологического функционирования в новой среде, где он будет проводить значительную часть своего времени.
Именно в таких фирмах новичкам ставят испытательные сроки со строгими условиями и сложными заданиями. Коллектив долго не принимает нового члена, пристально присматриваясь к нему и иногда даже дискриминируя.
Начальство сурово, иногда даже чрезмерно. Если сотрудник пройдет такой «драконовский» отбор, он занимает «свое» место в организации.
- «Здравствуй, партнер». Самый демократичный и эффективный подход, требующий, однако, наибольших усилий от руководства. Если организации требуется много различных сотрудников, к тому же она стремится обеспечить себя хорошими кадрами, она подойдет к вопросу адаптации ответственно.
Сообразно с таким подходом, лучше вложить силы в «воспитание» своего сотрудника, чем постоянно «пересеивать» песок кадров в надежде обнаружить что-то стоящее, а ошибившись, начать процесс сначала.
Что такое адаптация персонала
Впервые адаптацию начали упоминать как приспособление организма к внешнему миру. Термин использовался исключительно в физиологии. Сегодня же к вопросу адаптации подходят намного шире.
Это оказывает непосредственное влияние на профессиональную деятельность каждого работника, его эффективность, а также психологический настрой. Страх, опасения, неуверенность только усугубляют ситуацию.
- Ознакомительная экскурсия. Новичку показывают территорию предприятия, все его структурные подразделения, знакомят с сотрудниками, коротко рассказывают историю компании, ее корпоративную культуру.
- Анкетирование.
После завершения адаптационного периода и испытательного срока, новичку дают заполнить анкету, что позволяет получить обратную связь и усовершенствовать систему в будущем.
Например, ораторское искусство, развитие стрессоустойчивости, решение конфликтных ситуаций и другие.
Напряженные отношения с коллегами или полное отсутствие контакта, сложности с включением в трудовую деятельность приводят к тому, что человека не признают, игнорируют, меньше поощряют и ниже оплачивают его труд.
Адаптация персонала нужна для органичного вхождения нового служащего в коллектив и погружения его в рабочий процесс, передачи ему необходимой информации. Она имеет следующие цели и задачи:
- сократить текучку кадров;
- как можно скорее передать дела новичкам, включить их в рабочий контекст;
- замотивировать людей на качественный производительный труд;
- укрепить командный дух среди персонала.
Организацией системы адаптации, отбором методов занимаются HR-отдел и руководители подразделений, куда нанимают работников.
Мероприятие начинается с инструктажа по правилам поведения, после чего все участники получают возможность озвучить собственное мнение, претензии к новичку, рассказать о возникших проблемах. Итогом тренинга должно стать улучшение отношений в коллективе, налаживание навыков общения и воспитание уважения к чужому мнению.
Подобные мероприятия в качестве метода адаптации персонала могут проводиться только профессиональными тренерами. Тренинг может иметь форму анализа конкретных кейсов (кейс-метода) или деловой игры.
Методы организационной адаптации
Человеку, который вступает в должность, нужно знать, какие требования к персоналу предъявляются в компании. Знание норм и требований вкупе с развитыми коммуникационными навыками помогут найти выход из практически любой сложной ситуации на работе.
Менеджер по персоналу встречает нового человека, приводит его на рабочее место, передает ему информационные материалы, оформляет трудовой договор и другие документы, дает советы, касающиеся первого рабочего дня. Непосредственный руководитель:
- представляет нового работника коллективу;
- представляет новичка наставнику;
- информирует обо всех организационных моментах: выплате заработной платы и системе поощрения и штрафов, структуре компании.
Наставник:
- рассказывает о внутреннем режиме и правилах работы, поведения на рабочем месте (графике, перерывах, пропускной системе и безопасности, стиле одежды и т.
Необходимо принять решение о том, станет ли этот человек полноправным сотрудником фирмы или вынужден будет искать другое место.
Читайте также: Как сплотить коллектив
Основные методы адаптации персонала
Период адаптации персонала необходим потому, что имеющиеся у нового сотрудника знания, навыки и привычные методы работы всегда отличаются от тех, что приняты в организации, и ему требуются обучение, усвоение некоторого объема информации и вхождение в контекст работы. Возможно, ему понадобится набраться профессионального опыта.
Для ускорения процесса адаптации персонала в организации разработаны специальные управленческие методы. Методом называется совокупность средств, позволяющих достичь поставленной цели в течение определенного промежутка времени.