Как оценить внимательность кандидата на собеседовании
Так я стала думать об этом инструменте.
— В чем вы видите причины недопонимания между рекрутерами и заказчиками подбора?
— В субъективном факторе. Он срабатывает, во-первых, на стадии постановки задачи — нет четких, прозрачных критериев, которые и заказчик, и рекрутер понимали бы одинаково. Например, под коммуникабельностью кандидата можно подразумевать разный набор компетенций. Во-вторых, кандидатов оценивают тоже очень субъективно, на основе интуиции.
Допустим, пришел человек на собеседование, между ним и интервьюером случилась отрицательная «химия». Они друг другу попросту не понравились без каких-либо объективных причин — так бывает. И всё — возникло предубеждение, кандидата не допускают до следующих этапов отбора.
Как проверить внимательность кандидата на собеседовании
Прежде всего, им требуется определить качества, которыми должны обладать потенциальные сотрудники.
Предлагаем вашему вниманию список таких качеств и вопросов, позволяющих их выявить.
В конце описана методика составления списка, а также указаны источники информации, которые были использованы в исследовании.
Часть первая. Самые востребованные качества сотрудников
Самые востребованные качества были разделены на четыре категории в зависимости от того, как часто они встречаются в поисковых запросах.
Как оценить внимательность кандидата на собеседовании
Тем не менее на вопрос о результате его деятельности в компании он ответил: разработанное программное обеспечение, инсталлированное в промышленный контроллер, проверенная функциональность всей системы и введенная в эксплуатацию у заказчика АСУ.
Нияз Латыпов,генеральный директор и владелец компании Cuper, Казань
У меня нет одного-единственного вопроса, который помогает разобраться в человеке мгновенно. Я просто использую определенный подход.
- Оцениваю уровень компетенции кандидата. Самый нижний уровень – когда сотруднику все нужно разжевывать («Сходи на такую-то улицу, дом номер пять, третий этаж, кабинет 314, найди там Марью Ивановну и отдай ей лично в руки вот эту бумагу»).
Следующий уровень – задание можно уже не так сильно конкретизировать, достаточно назвать лишь адрес, номер комнаты, имя.
Какие книги вы читаете? (Альтернативный вариант: Какие отраслевые печатные издания вы предпочитаете?)
Когда вы в последний раз рисковали? Было ли принятое решение правильным? Чему вы научились?
Что помогает вам идти в ногу со временем и адаптироваться к изменениям, которые происходят в вашей отрасли?
Расскажите о полученном вами критическом замечании, которое показалось вам наиболее полезным.
Как вы оцениваете свой собственный успех?
Надежность, честность
Доводилось ли вам занимать должность, в которой вам не хватало обязанностей?
Расскажите о полученном вами критическом замечании, которое показалось вам наиболее полезным.
Если спросить вашего нынешнего руководителя о вашем самом большом недостатке, что он ответит?
Когда вы в последний раз принимали решение, которое не устраивало окружающих?
Расскажите о своей неудаче.
В крупных компаниях отдельный специалист задает соискателю вопросы из одной категории, чтобы сразу отметить критические недостатки, если они имеются.
Если вы проводите коллективное собеседование, помните, что некоторые вопросы присутствуют в нескольких категориях одновременно. Не стоит повторять их дважды.
Категория 1
Вопросы из этой категории позволяют выявить наличие качества, которое считается основополагающим.
Ни один работодатель не захочет нанимать человека, который постоянно создает конфликты и которым невозможно управлять.
Об умении играть в команде может свидетельствовать дружелюбное отношение к окружающим, способность идти на компромисс и оптимистичность.
Категория 2
Эти качества присутствуют в 75% публикаций, поэтому можно сказать, что они важны практически для любой компании.
Задаю много вопросов и не даю времени их обдумать
Владимир Сабуров, генеральный директор компании “Глинопереработка”, Брянск Я лично провожу собеседования с кандидатами на должности главных специалистов, руководителей отделов, служб.
Встреча длится от 10 минут до получаса. За этот период необходимо оценить желание кандидатов работать и умение добиваться поставленных целей.
Какую должность вы занимали? Как вы решили проблему? Каковы были результаты?
Есть ли у вас философия управления?
Амбициозность, инициативность, трудолюбие
См. также: Заинтересованность в работодателе
Опишите свои первые 30/60/90 дней в новой должности.
Какие внеклассные занятия вы посещали, когда учились в университете? Продолжаете ли вы эти занятия?
В каких сторонних проектах вам довелось поучаствовать? Назовите самый крупный из них.
Получали ли вы повышение на предыдущих местах работы? Как это происходило?
Опишите ситуации, в которых вам приходилось действовать на опережение.
И искреннего интереса к человеку напротивJ
Яна Шевченко,
HR-менеджер
представительстваUPECOв Украине
Статья автора дает прекрасный обзор эффективных методик для проведения собеседований. Все эти примеры часто используются в работе HR-а и помогают наиболее точно оценить кандидата.
Можно попросить сделать краткую самопрезентацию, из которой вы узнаете о претенденте:
- его образование, в том числе дополнительное;
- трудовой стаж, занимаемые должности, места работы;
- конкретные знания, навыки, умения.
В ходе разговора стоит поставить несколько задач, связанных с вакансией, чтобы оценить нестандартность мышления, скорость принятия решений, понять компетенцию работника. Нужно учитывать, что честно признание нехватки знаний в специфике работы или конкретной области предпочтительнее, чем пустая попытка изобрести ответ на ходу.
Затем нужно сравнить полученные данные с требованиями, предъявляемыми к сотруднику. Если заявленные требования полностью покрываются навыками кандидата, этот вопрос закрыт.
И она звонила четыре месяца подряд, а на пятый я, удивленный ее настойчивостью, спросил, почему она желает работать именно у нас (уже начал думать, что это происки конкурентов), – задал вопрос “Зачем мы вам?”. Девушка прямо ответила, что ей больше всего нравится свободный график и удаленная работа, живет она рядом с нашим офисом (при необходимости там появиться можно не тратить время на дорогу).
Ей также понравилось, что мы посоветовали звонить ежемесячно, а не просто сообщили, что вакансии нет. Такой ответ меня удивил, и я спросил, чем она может быть нам полезна (“Зачем вы нам?”).