Как оценить внимательность кандидата на собеседовании
Потом мы наши опросники валидировали так же, как валидируют тесты.
— Чем Squadrille отличается от других платформ автоматизированной первичной оценки соискателей?
— Как раз авторским контентом. Под контентом я имею в виду кейс-интервью и тест. Некоторые платформы используют, например, знаменитые тесты Айзенка, тест Сонди. Мне кажется, сами эти тесты давно устарели: мир изменился, и люди изменились. Плюс ключи к этим тестам нетрудно найти в интернете, так что любой желающий может подготовиться и пройти тест с нужным результатом.
А еще в Squadrille используется машинное обучение.
Как проверить внимательность кандидата на собеседовании
Способны ли они работать самостоятельно, преодолевать препятствия и принимать решения без участия руководителя?
Эрудированность. Обладает ли соискатель знаниями, необходимыми для выполнения работы?
Организованность.
Уделяет ли он должное внимание деталям? Способен ли правильно расставлять приоритеты?
Категория 4
Эти качества не были упомянуты в рассматриваемых исследованиях. Тем не менее, они могут представлять определенную ценность, в зависимости от должности, на которую претендует кандидат.
Увлеченность.
Творческий подход. Способен ли он отыскать новое решение существующей проблемы?
Стабильность.
Верность и надежность необходимы для поддержания командного духа.
Заинтересованность в работодателе.
Как оценить внимательность кандидата на собеседовании
В беседе выяснилось, что он активно занимается спортом, при этом еще тренирует детей. Это значит, что у него должны быть и твердость, и выдержка, и умение спланировать время, которые пригодятся в работе.
Несмотря на возраст кандидата, я пригласил его на работу – и не ошибся. За год он сумел добиться глобальных позитивных перемен в работе службы: создал систему мониторинга поставщиков, стройную схему взаимодействия между службами предприятия, в результате мы значительно снизили затраты на закупку комплектующих и перевозку готовой продукции.
- Проверка на честность. Вопрос звучит так: «У вас планы на вечер – собираетесь вместе с семьей (с девушкой, молодым человеком) куда-то пойти, но получаете срочное задание, для исполнения которого придется задержаться на работе.
Это приведет к отмене личных планов. Как вы поступите». Ответа я жду правдивого.
— Что такое кейс-интервью?
— Это опросник по проективной методике.
Многие рекрутеры на собеседованиях просят кандидатов ответить, как бы они поступили в некой гипотетической ситуации. Мы создали инструмент для автоматизации такого опросника.
Если рекрутеры зачастую придумывают подобные вопросы сами, исходя из личного опыта и фантазии, то у нас над разработкой вопросов работала группа экспертов — в том числе из психологов и опытных HR-специалистов.
Также культура производства подразумевает честность в работе. Так вот, новый директор показывал хорошие результаты, умел общаться с людьми, организовывать их.
Я боролся с этим, пока кто-то из сотрудников, побывав у него дома, не рассказал, что там тоже беспорядок. Я сделал вывод, что воспитывать его бесполезно, и нам пришлось расстаться.
Ведь если в производственных помещениях все вверх дном и нет чистоты, это ведет к травматизму, поломкам оборудования, дополнительным затратам.
Варианты расставьте по порядку, так чтобы первому соответствовал низший бал в оценке, последнему – высший. Например:
- логичность мышления (отсутствие логики, неясный ход мыслей, ясное выражение мыслей, высокая сила убеждения, логичные суждения);
- уверенность (застенчивый, заносчивый, слишком самоуверенный, несколько зажатый, уверенный в себе);
- отношение к прошлой работе (ярко негативное, с долей недовольства, нейтральное, позитивное, позитивное с адекватной оценкой плюсов и минусов).
Таким образом надо расписать все критерии оценки, после чего посчитать количество набранных баллов.
Такому типу людей сложно зависеть от работы других, обиды и недовольства не дадут работать ему в команде. Сделали вывод, что для коллективной работы такой соискатель не подходит.
Еще один вариант проективного теста – тест Люшера (швейцарского психолога), раскрывающий стимулы человека (что им движет, чем он руководствуется). Нужно подготовить восемь квадратов, окрашенных в разные цвета. Пусть во время собеседования он выложит квадраты перед соискателем, чтобы тот выбрал один – наиболее приятный для себя.
Процедура повторяется, и в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности: от наиболее предпочитаемого к наименее. Каждому цвету, по мнению Макса Люшера, соответствует свой набор потребностей человека (как толковать цвета см.
ниже).
Фальшь здесь всегда чувствуется. Другой вопрос: «Вы столкнулись с несправедливыми упреками руководства в ваш адрес. Как отреагируете?» Ответ оцениваю так же.
- Какая у кандидата самооценка. Чтобы понять это, задаю такой провокационный вопрос: «Вы провели большую работу, потратили немало времени и энергии, но результаты оказались невостребованными (все, что вы сделали, положили на полку).
Как вы себя почувствуете, какова будет ваша реакция?». Человек с низкой самооценкой будет думать, что зря потратил время и усилия и что его никто не ценит. - Умеет ли руководить. Задаю вопрос: «Подчиненный не выполнил в срок задание. Ваши действия?».
Например, была переработана целая кипа данных для выбора лучшего решения проблемы.
- Отлично: Кандидат принял управленческое решение с учетом межличностных отношений и возможных последствий для бизнеса. Логика при принятии решений необходима, но почти каждое решение влияет на людей, поэтому лучший кандидат — тот, который рассматривает вопрос со всех сторон, а не только с позиции бизнеса или человеческого фактора.
3. «Расскажите о ситуации, когда вы были правы, но пришлось следовать указаниям руководства».
Цель: Оценить способность кандидата подчиняться приказам и вести за собой.
- Плохо: Кандидат нашел способ обойти руководство «потому что был прав» или последовал указаниям, но халатно отнесся к их исполнению.
Можно попросить сделать краткую самопрезентацию, из которой вы узнаете о претенденте:
- его образование, в том числе дополнительное;
- трудовой стаж, занимаемые должности, места работы;
- конкретные знания, навыки, умения.
В ходе разговора стоит поставить несколько задач, связанных с вакансией, чтобы оценить нестандартность мышления, скорость принятия решений, понять компетенцию работника. Нужно учитывать, что честно признание нехватки знаний в специфике работы или конкретной области предпочтительнее, чем пустая попытка изобрести ответ на ходу.
Затем нужно сравнить полученные данные с требованиями, предъявляемыми к сотруднику. Если заявленные требования полностью покрываются навыками кандидата, этот вопрос закрыт.
Мотивация
Понять, чем руководствуется человек в принятии решений, выборе жизненных целей, важно для работодателя. От этого зависит эффективность работы, ее успешность.
Чтобы понять мотивацию кандидата, используются такие вопросы:
- Почему вы решили уйти с прежнего места работы? Сколько времени прошло между принятием решения и первыми шагами к его исполнению?
- Каковы ваши личные и карьерные планы на текущий год?
- Какие предложения, кроме нашего, вы рассматривали? Чем они показались вам привлекательными?
Условно мотивы, движущие человеком, можно разделить на две группы:
- стремление к успеху.
Это активные люди, нацеленные на быстрое решение поставленных задач. Они легко адаптируются под изменяющиеся условия, хорошо справляются со стрессовыми ситуациями.
Не стоит перебарщивать с репетицией своих навыков оценщика методики «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное» и т.д. И здесь вопрос не только в предоставлении социально-ориентированных ответов, но и в раздражении, которое может возникать у кандидатов, когда они не понимают, зачем все это нужно, и когда результаты такого тестирования не имеют профессиональной обратной связи. А методика Люшера, например, может отражать сиюминутные состояния кандидата и не заслуживает быть основой для интерпретаций характера.
Проективные вопросы, как часть стандартного интервью, — хороший инструмент увидеть то, что кандидат говорит и делает неосознанно. Особенно последнее. Наблюдая за кандидатом при ответах на такие вопросы, можно анализировать невербальные проявления, согласуется ли словесный смысл и положение тела, рук, выражение лица, манипуляции с предметами и т.д.