Как приспособиться к работе в openspace
Специфику работы объяснять не нужно — постоянные телефонные переговоры. Естественно, ни минуты тишины, но с этим можно как-то смириться. Больше всего раздражает то, что некоторые коллеги даже личные звонки предпочитают совершать прямо с рабочего места! Я все понимаю, заболел ребенок, нужно объяснить дорогу курьеру и так далее, но неужели нельзя выйти и поговорить по мобильному, например, в коридоре или в пустом конференц-зале?! Очень тяжело сосредоточиться на работе, когда с одной стороны — «захватывающий» рассказ о прошлых выходных, а с другой — беседа с оператором турагентства про лучшие отели Турции», — рассказывает наш пользователь Алексей.
Посмотрев на современный открытый офис (в особенности на тот, где трудится много молодых специалистов), можно найти довольно очевидное средство против назойливого шума — музыка в наушниках.
Можно создать специальное рабочее пространство с большим открытым столом, за которым сотрудники могут обсуждать детали совместного проекта, продолжая при этом работать и не мешать своим коллегам, нуждающимся в тишине.
Располагайте отдельные зоны офиса правильно
Если ваш персонал работает в офисе Open Space, это еще не означает, что все рабочие и нерабочие задачи он будет выполнять в одном месте. В любом случае, нужна комната для отдыха, кухня, переговорная комната.
В части компаний оборудуют телефонную будку, в которой сотрудники могут поговорить по телефону, не мешая своим коллегам.
Располагать все зоны нужно так, чтобы сотрудники тратили мало времени, чтобы до них добраться.
Например, в главном помещении нельзя громко разговаривать по телефону и коллективно обсуждать что-либо, в обеденную комнату нельзя вносить свои ноутбуки, в переговорной нельзя обедать и слушать музыку.
Для общения в главном помещении персонал может использовать внутренний чат – это удобно как самим сотрудникам (не нужно будет кричать своему коллеге в другой конец комнаты), так и руководителям (уличить тех, кто занимается пустой болтовней и не работает).
Стоит ввести сигнал, который каждый сотрудник может подавать, когда он очень занят. Проще всего это сделать с помощью наушников: если они надеты на голову, значит коллегу лучше не трогать.
В некоторых компаниях используются usb-индикаторы на ноутбуках.
Неумолкающий мобильный. Уведомления о новых письмах. Неумолкающие мобильные коллег и уведомления об их входящих сообщениях.
Постоянные разговоры. Как вообще можно работать в этом месте?
Планировка офиса, называемая open space, изначально была разработана для укрепления командного духа и облегчения общения. Но в конечном итоге получилось место с высоким уровнем шума, полным отсутствием личного пространства и огромным количеством «цифровых» и «человеческих» раздражителей.
Несколько десятков психологических исследований доказали, что вреда от открытой планировки офиса все-таки больше, чем пользы: высокий уровень стресса, натянутые из-за постоянной раздраженности отношения с коллегами и общее снижение чувства удовлетворенности работой.
«Да у нас соседний отдел кроме как матом, никак не разговаривает.
Они не требуют больших трат на свою организацию, так как используется одно большое помещение, в котором каждый работник имеет свое оборудованное место.
Работодатели использовали и будут использовать офисы в данном формате, но чтобы создать сотрудникам комфортные и продуктивные для работы условия, нужно соблюдать несколько правил.
Как сделать Open Space комфортным для работы
Огромная комната с идентичными столами, стоящими в ряд на одинаковом расстоянии, подойдет для работы немногим людям, имеющим дар приспосабливаться к любым условиям без потерь своей продуктивности в работе.
Чаще всего обитатели open space жалуются на шум, возникающий, когда в помещении разговаривают сразу несколько человек (по данным Исследовательского центра Superjob.ru, это мешает 34% сотрудников), невозможность сосредоточиться (22%), постоянное движение за спиной (10%), отсутствие личного пространства (9%). Кроме того, работу осложняют температурные неудобства — кому-то из коллег постоянно холодно, кому-то жарко (7%), чрезмерный контроль со стороны начальства (4%).
Не любят открытый офис за «взгляды из-за плеча», невозможность заняться своими делами (по 5%).
Все это порой приводит отнюдь не к желанному для руководителей торжеству командного духа, а, напротив, к напряженности в отношениях между коллегами.
Самый демократичный офис «Как работать в таких условиях?» — нередко вопрошают сотрудники.
6. Помимо эмоционального комфорта так же важен и комфорт физический. На работе сотрудников отрицательно сказывается, например, отсутствие свежего воздуха, слишком жаркая или слишком холодная температура в помещении. Эти вопросы всегда являются темой интенсивных переговоров на сессиях.
Действительно, одному жарко, другому холодно.
Тренинг проходил для группы сотрудников, представляющей большой юридический департамент в центральном офисе. Во время анализа корпоративных «поглотителей времени» самым популярным оказался…
конечно, Open Space! За месяц до тренинга сотрудников пересадили из отдельных двенадцати кабинетов в один большой Open Space, в котором разместились более 120 работников этого департамента.
Получив отдушину и возможность говорить, участники тренинга жаловались:
- «Мы можем работать только до начала рабочего дня и после его окончания».
- «В рабочее время у нас в Open Space происходит какой-то постоянный хаос, шум и гам».
- «А вы знаете, что мы сэкономили на площади кабинетов 10%, а срок согласования договоров у нас теперь на 30% увеличился?».
Вместо обеда я зашел в Open Space и сел с блокнотом в уголке, чтобы послушать и проанализировать ситуацию.
Если это очень ценный сотрудник, начальство должно решить эту проблему», — говорит специалист по подбору персонала кадрового центра «ЮНИТИ» Юрий Кондратьев.
Украшайте личное пространство самостоятельно
«Психологическая установка на то, что вы с командой и в команде коллег и единомышленников делаете одно дело, значительно облегчает восприятие «раздражителей» open space. А формирование личного, приватного пространства — в ваших руках.
Замените унылую серую клавиатуру на белоснежную с подсветкой, розовую и пр.
В изящной фоторамке разместите семейное фото или фото с веселого корпоратива. Посадите рядом с компьютером героя любимого комикса или аналог любимой игрушки вашего ребенка. Прикрепите стикеры с бодрящими цитатами классиков бизнеса или искусства.
Громкие звонки (рингтоны) на мобильных телефонах.
Казалось бы, это самый очевидный и отвлекающий «поглотитель времени». Тем не менее до сих пор он встречается в огромном количестве компаний.
А всего лишь нужно договориться о том, чтобы поставить телефон на виброзвонок при входе в кабинет или в Open Space.
Причем еще чаще этот «поглотитель времени» проявляется, когда сотрудник ушел, а мобильный телефон оставил на рабочем месте. Почему-то именно в эти моменты сотруднику начинают звонить его мама или жена, которые тут же снова перезванивают, дожидаясь ответа. Однако не всегда удобно брать телефон с собой. Поэтому можно договориться, что любой может выключить оставленный кем-то мобильный телефон.
Впрочем, иногда это считается слишком жестоким правилом, и оно подходит не каждой корпоративной культуре.
Несмотря на противоречивые мнения, польза в наушниках есть. Шум офиса снижает мотивацию, в числе прочего, еще и потому, что мы не можем его контролировать.
Поэтому музыка, которая нравится, может повысить мотивацию тем, что так мы держим ситуацию под контролем.
Личное пространство
Второй предмет жалоб — отсутствие личного пространства и конфиденциальности. Естественно, изначальный замысел дизайнеров был иным. Они хотели убрать стены в прямом и переносном смысле этого слова — возможность зрительного контакта должна стимулировать к более частым разговорам и появлению новых идей.
Замысел, конечно, несколько утопический. Ученые выяснили, что беседы между сотрудниками в открытом офисе действительно случаются часто, но они обычно короткие и поверхностные, потому что вокруг слишком много лишних ушей.