Акты сверки обязательно подписывать руководителем
Речь, например, может идти о производственной необходимости.
- Приводятся юридические основания.
- Указывается, что даётся разрешение главному бухгалтеру подписывать акты сверки взаиморасчётов с контрагентом.
- Фиксируется персональная материальная ответственность главного бухгалтера.
- Ставится образец его подписи и удостоверяется.
- Под роспись с данным приказом знакомя главного бухгалтера.
- Происходит возложение контроля за исполнения приказа на определённое лицо.
Данный приказ позволяет главному бухгалтеру подписывать акт сверки не только вместе с директором, но и самостоятельно.
Подписание при увольнении уполномоченного лица
Предположим, тот, кто подписывал акт, был впоследствии уволен.
Считается, что любой другой сотрудник, в частности, главный бухгалтер, для того, чтобы представлять свою фирму должен иметь надлежащим образом оформленную доверенность.
Некоторые специалисты считают, что должностная инструкция главного бухгалтера даёт право не использовать доверенность, но данная точка зрения не является общепринятой.
Доверенность вообще может быть выдана директором на любое лицо. При этом она должна быть оформлена в полном соответствии законодательным нормам и предусматривать соответствующее право.
- Подписание при увольнении уполномоченного лица
- Одностороннее подписание
- Его назначение
Что будет, если акт подпишет неуполномоченное лицо
- Заключение
- Кто и как может подписать по доверенности
- Кто может, имеет право и должен подписывать акт сверки: руководитель, главный бухгалтер
- Правовая база
- Имеет ли главбух право подписывать акт сверки
- ВниманиеЧасто задаваемые вопросы ↑
- Если возник отказ
- Если по взаимным расчетам
Одностороннее подписание
В случае одностороннего подписания акта стороны занимаются проведением сверки не совместно, а по очереди.
При проведении сверки возможны различные сложные ситуации.
Одна из них имеет место в том случае, если сверка производится для того, чтобы побудить должника рассчитаться с долгом.После сверки каждой из сторон понадобится собственный правильно оформленный и подписанный документ.
После того, как достигнуто согласие по проверяемым данным (они отражены в бухгалтериях обоих предприятий аналогичным образом и результирующие цифры соответствуют друг другу), документ нужно подписать и скрепить печатью.
Обычно принято, что его подписывает директор и главный бухгалтер каждой стороны, но, поскольку этот вопрос не регламентирован законодательством, бывает, что подписывает только директор или только бухгалтер.
Скачать образец заполнения акта сверки взаиморасчетов [30.00 KB]
Его назначение
При проведении сверки проверяются все имеющие документы о поставках и возвратах товаров, выполнении оплат, которые имеются у обеих сторон. Таким образом можно надёжно проверить бухгалтерские данные в обеих фирмах.
Акт сверки составляется в двух экземплярах – для каждой стороны договора.
Татьяна Викторовна Батракова, судья экономического суда Гомельской области
Для совершения исполнительной надписи взыскатель должен представить документ, подтверждающий письменное признание должником взыскиваемой суммы (например, акт сверки расчетов, подписанный уполномоченными лицами сторон).
Рассмотрим пример из судебной практики, когда суд удовлетворил требование истца о признании не подлежащей исполнению исполнительной надписи нотариуса.
Причина — акт сверки расчетов, подписанный со стороны должника (истца) только главным бухгалтером, не имел юридической силы и не мог рассматриваться как документ, подтверждающий признание долга должником.
При этом документы, подтверждающие полномочия главного бухгалтера на подписание акта, к заявлению при обращении к нотариусу не прилагались.
Что будет, если акт подпишет неуполномоченное лицо
У рассматриваемого документа есть различные задачи:
- сверка бухгалтерских данных;
- доказательство в суде.
В первом случае если акт подпишет неуполномоченное лицо, он не будет основанием для урегулирования спорных вопросов. Если подпишет директор и главный бухгалтер, то это, безусловно, может быть основанием для проведения изменений в бухгалтерском учёте у обеих фирм.
Во втором случае могут рассматриваться два варианта:
- вопрос признания долга;
- прерывание срока исковой давности.
Если подписано неуполномоченными лицами, документ судом рассматриваться не будет.
Заключение
Проведение сверки не является обязательным.
Если одна из сторон не желает этого делать, обычно принудить её нельзя. Но тут есть одно исключение.
З.
Сверка расчетов между контрагентами не является сделкой*(1). В письме ФНС РФ от 06.12.2010 N ШС-37-3/16955 сказано, что акт сверки не является первичным учетным документом, подтверждающим совершение хозяйственной операции, поскольку финансовое состояние сторон при этом не изменяется.
Однако существует арбитражная практика, когда налоговая инспекция оспаривала прерывание срока исковой давности кредиторской задолженности налогоплательщика с целью включить ее суммы в состав облагаемых доходов в связи с отсутствием обязательных реквизитов, перечисленных в законе о бухгалтерском учете (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 27.03.2012 N Ф09-933/12).
Так, например, если в акте сверки взаиморасчетов стоит только подпись главного бухгалтера, то такой документ может быть признан недействительным, если это лицо не уполномочено руководителем на такие действия.
Безусловно подпись главного бухгалтера для этого вполне достаточно. - Должник не рассчитался за поставку товара и пытается увильнуть от оплаты. В этом случае ценным было бы наличие подписей главного бухгалтера и директора фирмы-должника для прерывания срока исковой давности.
- Акт сверки попытаются использовать для доказательства наличия долга при обращении в суд.
Важно понимать, что акт сверки взаимных расчетов, если его рассматривать изолированно, не может привести к признанию судом долга.
Для этого необходимы другие, более веские доказательства. Но он может быть ценным дополнением к ним.Кто и как может подписать по доверенности
Без доверенности действовать от имени предприятия имеет право только директор.
Суд не примет акт как доказательство, если он подписан лицом, не имеющим на это право (если доверенность отсутствует).
Таким образом, акт сверки – документ, на основании которого устанавливается факт наличия долга одной стороны договора перед другой.
Акт имеет право подписывать только директор организации. В остальных случаях потребуется доверенность. Форма акта произвольная, составляется самостоятельно.
Источник: https://federal-kzn.ru/kto-podpisyvaet-akt-sverki-buhgalter-ili-rukovoditel/
Кто может, имеет право и должен подписывать акт сверки: руководитель, главный бухгалтер
Закон «О бухгалтерском учете» предусматривает необходимость проведения инвентаризации активов и пассивов юридического лица в сроки и порядки им самим определяемые (статья 11).
Также документ, в зависимости от обстоятельств может быть косвенным признанием долга и основанием для прерывания срока исковой задолженности.
Процедура сверки может относиться к различным объектам. Так, например, речь может идти о рассмотрении расчётов:
- по одной длительной сделке;
- по отдельному виду товаров;
- по группе товаров;
- по всем расчётам с данным контрагентом.
Это может выполняться просто в качестве рабочего момента для того, чтобы подтвердить полноту имеющихся у сторон бухгалтерских данных, а может быть запланированным действием, которое прописано в договоре между сторонами.
Правовая база
Правовая база для актов проведения взаиморасчетов, как таковая, отсутствует.
К сожалению, законодательство не устанавливает ни формы документа ни порядка его подписания.
Акт необходимо составлять при проведении инвентаризации.
Имеет ли главбух право подписывать акт сверки
→Новости→Кто подписывает акт сверки расчетов? Существуют ли нормативные требования к составлению, оформлению и подписанию актов сверки расчетов между контрагентами? Кто имеет право ставить подпись? Нужно ли бухгалтеру иметь доверенность на подписание акта? Ответы на эти и другие вопросы помогут найти эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ кандидат юридических наук Анна Кузьмина и юрист Анастасия Бахтина. Кто имеет право подписи в актах сверки расчетов? На основании какого документа акт сверки взаиморасчетов могут подписать главные бухгалтеры организаций? Никаких требований к составлению, оформлению и подписанию актов сверки расчетов между контрагентами правовые акты не устанавливают.N Ф09-2651/07-С5, ФАС Центрального округа от 13 июня 2006 г.
[attention]Часто задаваемые вопросы ↑
Можно ли оформить акт в электронном варианте? – Можно, для этого используется программа 1 С. За какой промежуток времени осуществляется сверка? – Прежде чем начать проводить сверку, необходимо определиться с периодом.
: акт сверки взаимных расчетов
Если проверка ранее проводилась, то сведения для новой сверки берутся со дня окончания предыдущей проверки.
Кто является инициатором сверки? – В проведении процедуры заинтересована одна сторона (дебитор или кредитор).
Если возник отказ
Бывает, что должник не подписывает акт сверки? Как быть в таком случае? Если он отказывается принимать документ и подписывать его, то он просто не хочет признавать свою задолженность перед организацией (второй стороной соглашения).
Инициатор осуществления сверки не вправе принуждать контрагента делать это.
Алгоритм действий таков:
- Бухгалтер одного предприятия пересылает заполненный акт второму (по почте или факсом).
- Бухгалтер второго предприятия вносит изменения (разногласия).
- Происходит сверка, и та сторона, которая допустила ошибку, вносит изменения.
- Акт подписывается, ставится печать.
Если по взаимным расчетам
Акт сверки при взаимном расчете является первичным документом учета бухгалтерии. Основная цель – зафиксировать состояние расчетов взаимного характера нескольких контрагентов.
Требования к его оформлению отсутствуют.
Главное – соблюдать разделение сведений по соглашениям.
Когда организация получает акт от своего контрагента, она должна проверить правильность проверенных данных.