Как попасть в роту охраны дисбата
Осудить могли даже за самый невинный случай, например, за ссору с коллегой.
С приходом войны, большая часть таких батальонов была расформирована. На их месте создали штрафбаты – площадки, где отбывали наказание дезертиры, и те, кто отлучался в самоволку.
Те, кто отбывал срок в таких «зонах» во время войны, отправлялись на наиболее опасные точки линии фронта. Там их шансы были настолько нулевыми, что руководство считало это адекватным наказанием за предательство и другие прорехи.
Сегодня на территории РФ действуют только два дисбата. Один из крупнейших расположен в Володарском районе Ростовской области, поселке Мулино.
Также подобные батальоны можно встретить в некоторых странах СНГ, но в целом практика не столь популярная. Тем более, что уже почти 10 лет, как служба в армии длится 1 год и 2 года для моряков.
Закат эпохи дисбатов
По всему бывшему СССР, от которого они и достались современным странам в наследие, дисбаты постепенно отживают свой век. Осуждённых военнослужащих всё чаще отправляют отбывать наказание в обычные тюрьмы, а сами дисбаты за ненадобностью упраздняют. В Казахстане это сделали в 2008 году, в Белоруссии — в 2014-м.
В постсоветской России дисбатов было пять, но в 2011 году три из них расформировали.
На сегодняшний день функционируют два: в нижегородском посёлке Мулино и забайкальском посёлке Каштак. Со временем этих динозавров тоже ждёт вымирание, и страшное место скоро превратится в одну из многочисленных армейских легенд.
Дисбат является видом наказания для военнослужащих, которые совершили нетяжелые преступления. Многие скажут, что дисбат сломал их жизнь, другие скажут, что дисбат помог встать взрослее, стать на путь истинный.
ЧТО ТАКОЕ ДИСБАТ: ТЮРЬМА ИЛИ АРМИЯ?
Дисбат, в соответствии с российским законодательством, является мерой наказания для военнослужащих, осужденных за убийство по неосторожности, дезертирство, неуставные взаимоотношения, кражи, грабежи и даже хранение наркотиков. Одним словом все те, кто в соответствии с уголовным Кодексом во время прохождения военной службы по призыву совершил нетяжелые преступления.
Военная реформа также коснулась и дисциплинарных батальонов, которых функционировало пять.
В 2011 году три из них попали под сокращение.
Как попасть в роту охраны дисбата
Они отправляются на гражданскую зону.
Как отправляют солдат в данное учреждение?
В дисциплинарный батальон военнослужащий может быть отправлен только лишь по решению суда.
Если военнослужащий подозревается в совершении преступления, его отправляют в специальное помещение, которое расположено на гауптвахте. Далее проводится расследование. Если подтверждается, что военнослужащий преступление совершил, суд выносит соответствующее решение. После заключения суда осужденный конвоируется в осдиб.
Проходит ли служба в осдибе по контракту?
В дисциплинарном батальоне солдаты могут служить как по призыву, так и по контракту.
Важно! Стоит отметить, что служить по контракту не могут те лица, которые имеют не снятую или не погашенную судимость.
Так были созданы первые дисциплинарные батальоны, которые под таким названием смогли сохраниться после развала Советского Союза в вооруженных силах стран СНГ.
Подобные подразделения сохранили Российская Федерация, Украина, Белоруссия, а также некоторые другие государства.
Дисциплинарные батальоны присутствуют во всех округах и в Военно-Морских Силах.
Военнослужащих в таких подразделениях разделяют на «постоянный» состав (проходящих действительную военную службу по призыву или по договору, занимающий командные должности, начиная от командира отделения и до командира батальона); а также «переменный» состав, которым и являются осужденные.
Для военнослужащих, занимающих офицерские должности, воинские звания могут присваиваться одной ступенью выше, чем это предусмотрено в подобных общевойсковых подразделениях и частях.
Штрафников туда отправляли по решению военно-полевого суда.
Также губернатор пользовался исключительным правом и одним своим решением мог помиловать осужденного либо отправить на исправительные работы.
Однако, такая система наказания «провинившихся» потерпела фиаско, так как многие штрафники, не желая выполнять непосильную работу в военно-арестантских ротах, совершали новые преступления, желая лишь попасть на каторгу, где условия были гораздо лучше.
В 1867 году военно-арестантские подразделения были упразднены, а на смену им пришли военно-исправительные роты. Был значительно уменьшен срок наказания для низших чинов, совершивших незначительные военные преступления, с 6 до 3 лет.
В нынешнем году дисциплинарные батальоны (на армейском сленге — «дизели») будут переданы в подчинение военной полиции. Это решение уже утверждено постановлением правительства РФ. Сейчас в Минобороны улаживают последние формальности по передаче полномочий.
До недавнего времени организация службы в «дизелях» возлагалась на командующих военными округами. По мнению экспертов, переподчинение дисбатов соответствует общей тенденции передачи всех правоохранительных функций Минобороны «красным беретам» (прозвище военных полицейских, по цвету их форменного головного убора).
Как рассказали «Известиям» в Минобороны, передача дисциплинарных батальонов в подчинение начальника военной полиции находится на заключительном этапе.
Это теперь некое армейское исправительное учреждение строгого режима.
Во вторник Отдельному дисциплинарному батальону № 28 исполняется 25 лет со дня образования (до 1986 года это была дисциплинарная рота).
Военная тайна — не для девушек
Разглашение военной тайны — эта причина, по которой можно было загреметь за колючую проволоку в три ряда, обычно так огораживалась особо охраняемая кавказскими овчарками зона наказания.
Сотрудники одного из дисбатов вспоминали, как к ним попал солдат, который решил похвастаться своей девушке и позвонил ей со склада по служебному телефону: он прослушивался.
В разговоре разомлевший от девичьего голоса солдат сказал, что он охраняет склад с тротилом такой мощности, что им можно уничтожить целый город.
Хранение наркотиков, причинение смерти по неосторожности в ходе несения караула — за эти и другие преступления солдат отправляли в дисбат сроком до двух лет, а с конца 80-х годов — до трех лет.
А в дисбате всё происходит именно по уставу, что и заставляет провинившихся солдат на суде умолять, чтобы им назначили какое-то другое наказание.
Например, передвигаются осуждённые в дисбате исключительно бегом или строевым шагом.
Практически постоянно они подвержены изматывающим физическим нагрузкам — за исключением разве что сна и приёма пищи.
Бывают, правда, и теоретические занятия, заключающиеся в том, что группа солдат повторяет за начальником строчки из устава — по два слова, хором, в течение двух часов. Зрелище не для слабонервных.
В общем, за этими вроде бы невинными мероприятиями (физкультура на свежем воздухе, несложные уроки в классе) скрывается тяжелейшая нагрузка на психику, которую не выдерживают самые крутые и “отмороженные” деды, попавшие сюда за избиения сослуживцев, вымогательство и прочие прелести.
Полгода я прослужил в 40 дисциплинарном батальоне в Новосибирске. Нас тогда 15 человек из мотострелковой учебки забрали. Мы спрашивали офицера (он же там пребывал в должности начальника штаба): куда нас? Он ответил: в Новосибирск.
Первый месяц мы не заступали в караулы. Нам в это время вдалбливали в голову то, что все переменники — преступники. С ними нельзя было общаться и заводить дружеских отношений.За полгода службы в этом месте я всякого насмотрелся. Такого, чего и вообразить себе не мог.