По каким номерам пользуются мошенники
Лучше всего сразу же связаться с оператором или службами, от лица которых был совершен звонок, самостоятельно перезвонить родным. Провайдеры или мобильные операторы никогда не потребуют подтверждения участия оплатой, не попросят номера карты или пин – кода от нее.
В том случае, если поступил звонок от представителя банка, то не следует сразу же сообщать все свои данные, необходимо задать несколько простых, но важных вопросов, среди которых:
- Указанные в договоре контактные данные;
- Номера телефона банка;
- Отделение, в котором был заключен договор.
После этого необходимо сверить полученные ответы с данными, которые написаны на официальном сайте.
Мошенники используют заранее записанные фрагменты, чтобы убедить вас в серьёзности системы. Вот пример:
Похожие примеры – здесь, здесь и здесь.
Но это история не про высокие технологии. А про методы социальной инженерии. И про доверие к человеку, наделенному пусть маленькой, но властью.
Тем более если он делает вид, что хочет помочь.
Раньше разводилы работали топорнее, давили авторитетом, угрожали. Теперь это “команда профессионалов”.
Каждый из них готов потратить на вас 10-20 минут времени или больше.
Простая арифметика: разделите остаток на вашей карте на 5 (20% от суммы – доход сотрудника черного колл-центра). Практически наверняка вы столько за 10-20 минут не зарабатываете.
Поэтому обращайте особое внимание на следующие признаки:
- Незнакомый или скрытый номер телефона.
- Внезапность и требование быстрого принятия решения.
- Чрезмерная самоуверенность.
- Настойчивость.
- Невнятность и нечеткость ответов на ваши вопросы.
- Чрезмерное заискивание и уговаривание.
- Повышенная нервозность после ваших вопросов.
- Просьба переслать деньги.
- Интерес к вашим конфиденциальным и персональным данным.
Как реагировать на звонки
- Самое главное и первое правило – держать эмоции под контролем. Если вам сообщают о крупном выигрыше, не радуйтесь, так как даже позитивный эмоциональный всплеск способствует ступору.
- Нельзя сразу принимать никакого решения.
Поэтому скажите абоненту, что вы перезвоните после тщательного обдумывания.
Есть информация, что один известный банк только недавно закрыл дыру, которая позволяла сделать перевод без согласия клиента. Не требовалось даже CVV – только номер карты, телефона и одноразовый код из SMS.
Сколько таких уязвимостей приносит (или будет приносить!) кому-то стабильный доход, никто не знает.
И не узнает.
Как работают «чёрные» колл-центры мошенников
Набрать персонал в такой колл-центр несложно. Не нужно быть гениальным психологом, когда есть методичка и скрипты, отточенные на реальных жертвах.
Скорее всего, вы даже видели рекламу подобных вакансий.
“Требуется сотрудник в новый колл-центр, работа в финансовой сфере, зарплата от $1000 + бонусы” – знакомо? В объявлении могут писать всё, что угодно.
Чаще всего на телефонный номер жертвы поступает текстовое уведомление о сложившейся ситуации. В смс сообщается, что исправить проблему просто – необходимо позвонить по телефону, который является бесплатным.
После этого происходит диалог, в котором аферисты говорят, что произошел непредвиденный сбой в работе сервера. Ситуацию и сейчас можно быстро исправить, но для этого потребуется назвать номер кредитки и ее пин-код.
Важно помнить! Эти данные передавать нельзя, так как деньги со счета могут быть переведены и без использования непосредственно пластиковой карты.
В этом помогают интернет-технологии, в частности, онлайн банкинг.
Выигрыш
Получать призы любят все – этим и пользуются люди с преступными намерениями. Выбранному для обмана человеку поступает звонок или сообщение о том, что он стал победителем в какой – то лотереи.
Мошенники увеличивают количество звонков и ведут себя все более назойливо. А граждане постепенно учатся выявлять их звонки и иногда даже отвечать на них таким образом, чтобы не только оставить решившего поживиться за их счет преступника с носом, но и оставить у того неприятный осадок от разговора со своей неудавшейся жертвой, сведя таким образом вероятность повторного звонка к минимуму.
В некоторых случаях граждане умудряются даже выводить мошенников из себя.
Поговорим о способе, который может повторить каждый.
Как вариант – пополнения счета может и не произойти, сообщение приходит с помощью специальной программы. Если человек соглашается на возврат, то он передает собственные деньги.
Такие способы обмана рассчитаны на пожилых людей в большей степени.
Звонки от имени мобильного оператора
Звонки от имени мобильного оператора – эта афера предполагает, что мошенники звонят своей жертве, представляются мобильным оператором, сообщают, что с этого номера был произведен звонок в роуминге без соответствующего уведомления. В данный момент на номере имеется штрафная задолженность, которую необходимо оплатить.
Сделать это можно путем приобретения нескольких карт пополнения баланса. Человек лишь должен продиктовать «оператору» коды с этих карт.
Мнимая блокировка карты
Еще один вид мошеннических действий – сообщение о том, что у человека имеется заблокированная кредитная карта.
Жертве такого вида мошенничества устанавливаются минимальные сроки на внесение оплаты – от нескольких минут, до 1-2 часов. В 95% случаев злоумышленники совершают звонки в ночное время, чтобы человек не смог быстро сориентироваться в происходящем.
Особенность обмана – мошенники указывают определенный счет, на который требуется перевести деньги, иногда это обычный номер карты или телефона.
Любовные звонки или флирт
Любовные звонки или флирт – не менее распространенный вид мошенничества по телефону.
Ответы должны поступать незамедлительно, что является гарантией того что их не зачитывают с сайта или не ищут в интернете.
Дополнительные способы защиты
- Нельзя указывать сведения о доходах или взятых кредитах в интернете;
- Нельзя публиковать номера телефонов;
- Указывать номера карт;
- Сообщать в социальных сетях счета.
Все эти сведения помогут мошенникам не только выбрать свою жертву, но и составить схему действий, которая поможет создать наиболее правдоподобную картину. Также не следует давать свой телефон чужим людям, которые просят позвонить на улице. Кроме того, нельзя оформлять сим-карту на свое имя, если пользоваться ей будет незнакомый человек, поскольку вся ответственность ложиться на того, чье имя указано в документах.
Раздаётся звонок, и от вас буквально вытягивают «Да». Я столкнулся с таким впервые. Это что-то новенькое.Вчера звонили дважды.
«Это Дмитрий Владимирович?», – задают первый же вопрос сначала человеческим голосом, называя ваше имя отчество.
Затем вопрос повторяется уже роботизированным голосом и чувствуется, что идёт запись: «Дмитрий Владимирович Иванов?». Фамилия тоже ваша. И так несколько раз подряд, пытаясь добиться результата.
Чередуя оператора с роботом.
Когда вчера вечером в 18:30 по дороге домой раздался первый такой звонок на мобильный с вопросом в лоб: «Это Дмитрий Владимирович?», я тренированно ответил стандартным встречным вопросом: «А вы кто?».
Но в любом случае страдает имя самого оператора сотовой связи. Во всех мобильных грехах мы обвиняем, как правило, именно их.
Это заставляет их все более активно подключаться к борьбе с мобильным обманом, развивать функцию запроса подтверждения от абонента (на отправку сообщения на короткий номер, на оплату услуги и т.п.).
Разговаривайте с вашим оператором, требуйте, грозите отказом от услуг в пользу конкурента. Сегодня крайне важно владеть темой безопасности в мобильной сети, равно как в сети Интернет и дорожной сети.
Если даже загорелся зеленый свет, все равно следует осмотреться по сторонам, перед тем как пересечь дорогу.