Роль сми в предупреждении насильственной преступности
СМИ.
Апробация результатов исследования. Сформулированные в диссертации положения, выводы, предложения и рекомендации докладывались и обсуждались на кафедре криминологии Московского университета МВД России в рамках методологических сборов адъюнктов, а также на научно-практических конференциях и семинарах: «Актуальные вопросы применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства в борьбе с преступностью» (Рязань, 2011), «Оптимизация законодательства в Российской Федерации» (Коломна, 2012), «Правовая система современной России: проблемы и перспективы их преодоления» (Коломна, 2011, 2012, 2013), «Человек. Религия. Право.
Коррэ), то в наши дни, с учетом технологического развития СМИ, — посредством информационно-телекоммуникационных сетей.
Разница между информационной травмой и эпидемией преступлений лишь в том, что первая носит кумулятивный характер и выражается, как правило, в совершении личностью на последнем (критическом) уровне конкретного преступления, а вторая — импульсный и проявляется в серии однородных преступлений, совершенных разными лицами.
Проведенное автором исследование лиц, совершивших насильственные преступления, показало, что СМИ (особенно телевидение) играли существенную роль в процессе ранней социализации. Основными их предпочтениями в телевизионном репертуаре были художественные фильмы (53%), прежде всего, комедии — 45%, боевики — 31%, ужасы — 21%, эротика — 21%, триллеры — 20%, а также программы криминальных новостей (31%).
Мета-анализ многочисленных изысканий позволил ученым выявить следующую закономерность: корреляция между сценами насилия и агрессивностью лишь немного отстает от корреляции между курением и раком легких.
В России предельное внимание криминологов на криминогенном воздействии СМИ сосредоточилось в 1990-х гг., что связано, прежде всего, с теми изменениями, которые произошли как в информационной политике государства (отмена цензуры, коммерциализация СМИ), так и в медиаконтенте. В многочисленных работах целого ряда авторов (М.С. Андрианов, В.В, Боровикова, В.Н. Бурлаков, Г.Н. Горшенков, Д.В. Жмуров, А.В. Клочкова, А.В.
Крылов, О.В. Пристанская, С.А. Шоткинов, М.Б. Чабанянц, Е.М.
Рассматривая возможности профилактического воздействия СМИ на докриминальном этапе, можно выделить два подхода: гуманистический и прагматический. К гуманистическому подходу следует отнести трансляцию реципиентам информации об общечеловеческих ценностях, прежде всего о наивысшей ценности человеческой жизни, сведений, направленных на общее повышение культурного уровня и толерантности населения. Прагматический подход следует искать, прежде всего, в дезавуировании веры в некие высокие идеалы терроризма и демонстрации истинных мотивов, которые обусловлены зачастую борьбой за власть и материальные выгоды.
К профилактическому воздействию СМИ на общество на докриминальном этапе можно отнести и предоставление практической информации, необходимой для обеспечения безопасности в условиях чрезвычайной ситуации.
В результате такого цинизма средств массовой информации, избытка в них продукции массовой культуры низкого качества в обществе возникло состояние аномии.
Произошла деформация правосознания граждан. Изменилась и парадигма отношения к жизни: доминантой стали эгоцентризм (я — все остальные, моя семья — все остальные, моя родня — все остальные, моя нация — все остальные и т.д.), а также культ секса, насилия и жестокости. Все это в совокупности способствует криминализации и виктимизации общественного сознания и, как следствие, приводит к насильственной преступности.
Между тем автор отмечает, что проследить конкретное воздействие СМИ на преступность довольно-таки сложно.
ВЦИОМ), радио «Эхо Москвы», исследовательской группой «ЦИРКОН».
Однако во избежание ограничения конституционных прав взрослого населения считаем целесообразным для обеспечения цензуры прибегнуть к мерам технико-технологического характера, что в особенности касается телевидения и сети Интернет. Это:
во-первых, использование программ, осуществляющих лингвистический анализ текста («Пси Офис», «Словодел», «МЛ Классификатор SDK», психолингвистическая система «ВААЛ», Система Контент-Анализа Интернета или «СКАИ» и др.), для исследования его контекста на предмет неосознаваемого влияния, прогнозирования эффекта воздействия на массовую аудиторию, выявления личностно-психологических качеств автора(ов) и др.;
во-вторых, создание информационного ресурса (базы данных), на котором в электронном виде выкладывалась бы периодическая печатная продукция, прежде всего, «бумажная» пресса.
В диссертации анализируются и критикуются основные нормы Закона, предлагаются соответствующие поправки. Подчеркивается, что предлагаемый Законом механизм защиты лишь в малой степени способен оградить детей от криминогенной информации, поскольку главные его субъекты — родители (законные представители) — не в состоянии контролировать все то, что читают, слушают и смотрят их дети. Это отмечает и Общественная Палата Российской Федерации.
К тому же в Законе, как и в иных нормативно-правовых документах, нет никаких предписаний относительно проведения просветительской работы со взрослыми по данному вопросу.
Следует отметить и тот факт, что СМИ в основном пренебрегают требованиями Закона, о чем свидетельствуют данные мониторинга, проведенного Роскомнадзором.
В зависимости от признаков классифицирования медианасилие имеет свои разновидности:
— по виду СМИ: печатное (текстовое), аудиальное, телевизионное, кибернационное;
— по жанру журналистики: информационное, аналитическое, художественно-публицистическое, шоунальное;
— по специфике медийного контента: анимационное, документальное, художественное, киллография;
— по характеру воздействия: криминогенное, виктимогенное;
— по объекту воздействия: направленное на преступника, потенциального преступника, жертву или потенциальную жертву;
— по этапу воздействия: докриминальное, криминальное и посткриминальное;
— по продолжительности воздействия: кумулятивное (накопительное), импульсное (мгновенное);
— по типу воздействия на преступность: на преступность в целом, отдельные ее виды, конкретное преступление.
6.
При этом отношения человека и СМИ развиваются в двухпараллельном направлении: социоантропологическом, когда массовая информация способствует становлению личности как социального существа, ее дальнейшему развитию, и медиальном, когда личность выступает субъектом порождения, трансляции и регулирования информационных процессов.
Представляя собой однонаправленную коммуникационную систему, СМИ обладают информационно опосредованным воздействием на медиапользователей, виды которого многочисленны и разнообразны, и которое в зависимости от характера передаваемой информации может обладать криминогенным либо криминорепульсивным (профилактическим) потенциалом, тем самым, способно воздействовать на криминологическую ситуацию.
Однако в последние два десятилетия созидаемая массмедиа информационная среда (сфера) имеет, скорее, негативную, порой даже криминогенную направленность.
СМИ выступают: информирование о методах и способах совершения преступлений; использование обсценной (ненормативной) лексики; пропаганда насилия и жестокости; романтизация преступности и преступников, их героизация; реклама алкогольной продукции; создание и развитие криминальной субкультуры; формирование отрицательного мнения о государственных (правоохранительных) органах и их должностных лицах, деятельности по борьбе с преступностью и ее профилактике.
4. Медианасилие является криминогенной составляющей СМИ и представляет собой, в широком смысле слова, информационно-психологическое воздействие, имеющее деструктивный, антиобщественный, антиличностный характер, прямо или косвенно ведущее к изменению социального поведения, мнения об окружающей действительности, способствующее десенсибилизации личности, ее преступному или виктимному поведению.
5.
Второй параграф — «Средства массовой информации как фактор, детерминирующий насильственную преступность в России» — посвящен рассмотрению сегодняшней системы криминогенной детерминации насильственной преступности, определению места в ней СМИ, степени криминогенности последних.
Диссертант выдвигает гипотезу о том, что криминогенная составляющая современных массмедиа представлена медианасилием, которое оказывает психотравмирующее воздействие, приводит к деформации нравственного и правового сознания, побуждает к агрессивному и антиобщественному поведению, что подтверждается и эмпирическими исследованиями.
В зависимости от признаков классифицирования медианасилие может иметь свои разновидности, а его следствием в результате постоянного воздействия выступает «медийная интоксикация».
Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и сообщать о них в контрольно-надзорные органы:
— распространение в местах, доступных для детей, запрещенной для них печатной информпродукции в незапечатанных упаковках (часть 2 статьи 16);
— распространение запрещенной для детей информпродукции в детских образовательных, медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, отдыха и оздоровления детей, а также на расстоянии менее чем 100 метров от границ территорий обозначенных объектов (часть 3 статьи 16).
в) активно использовать в профилактической деятельности методы массово-информационного воздействия на криминологическую ситуацию, в первую очередь правовую пропаганду (между прочим, эта одна из обязанностей, возлагаемых на сотрудников полиции в рамках предупреждения правонарушений. См.