Факт о соотношении законности и справедливости в западноевропейской традиции
Законность сама по себе не ставится в один ряд с такими условиями, с необходимостью выступающими предтечами правды, праведности и безгреховности, как добровольное смирение, внутреннее совершенствование, благочестивая жизнь. Причем, такое понимание законности характерно даже для Илариона, который последовательно создает образ Бога как доброго, терпеливого к нарушению законов, милостивого заступника и попечителя.
Вместе с тем, законность хотя и не отождествляется с Благодатью и Истиной, но, как правило, не противопоставляется им как их антипод, как полная противоположность. Она рассматривается в качестве предпосылки соблюдения высоких морально-религиозных требований, а законопослушание оказывается чертой, дополняющей образ человека, живущего праведной жизнью. «Иларион не ставит христиан перед выбором: или Закон, или Благодать …
2009. № 1..
Законность и правопорядок, установленные в государстве, нуждаются в обосновании их с точки зрения принципов справедливости, так как понятие законности неотделимо от государства, государство является источником закона, в то время как справедливость отражает в себя философско-этическую составляющую человеческого общества.
Справедливость в качестве исторической, моральной, философской, правовой категории может характеризоваться как идеал, принцип общественных отношений, социальная ценность и оценочное нормативное понятие.
Отношение граждан к праву, своего рода «лакмусовая бумажка» отношения их к государству, свидетельствует об уровне доверия и уважения к государственным институтам.
Таким образом, в преломлении повседневного опыта право и государство как бы противопоставляются представлениям о справедливости.
В связи с существующими теоретико-методологическими проблемами интерпретации понятия «справедливость», его научной оценки можно сказать, что правовая сфера — основная, если не единственная, в которой принципы справедливости получают свое практическое применение.
Социальная жизнь человека предполагает существование как формальных, так и неформальных регуляторов поведения.
Законность — это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом. Исторически законность возникла, как требование государственной власти к населению соблюдать изданные ею законы.
Но постепенно требование о соблюдении законов стало предъявляться и к самой власти. Сегодня законность является одним из принципов построения демократического общества и правового государства, лежит в основе взаимоотношений личности и государства.
В широком смысле в юридической науке под законностью понимается требование строгого, точного, неуклонного соблюдения, исполнения и применения правовых норм, адресованное субъектам права.
В юридической литературе существует несколько точек зрения относительно субъектов законности (лиц, на которых распространяются ее требования) и сферы ее действия.
Так, Н.В.
Наиболее продуктивным способом установления различных аспектов, составляющих в своем содержательном единстве мысль о законности, выступает анализ ее идеи в соотношении и взаимосвязи с другими идеями обыденного правосознания. Для того чтобы предельно полно описать те смысловые оттенки, которые различает в рассматриваемой идее обыденное правосознание, непременно нужно выяснить, каким образом она «встраивается» в идейно-ценностный строй правосознания, какие логико-смысловые связи с другими идеями и установками она в нем приобретает.
Следует подчеркнуть, что решение поставленной задачи не требует анализа абсолютно всех содержательных и логических связей и зависимостей, которые наблюдаются между идеей законности и другими смысловыми единицами обыденного правосознания.
Самостоятельным аспектом в осмыслении проблемы законности становится рассмотрение ее в качестве одного из проявлений сильной великокняжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры. Так, в «Слове» Даниила Заточника сильная княжеская власть предстает в качестве средства преодоления беззакония и боярского самоуправства, которые осуждаются как порождающие в государстве неурядицу1.
Вместе с тем, и в этом контексте идея законности не получает содержания, принципиально отличного от того смысла, который вкладывается в нее обыденным правосознанием; она по-прежнему неразрывно связана с правдой, благодатью, воспринимается в качестве их предпосылки.
Понятийный анализ не является типичным для обыденного правосознания способом осмысления правовой действительности. Для него характерно не строго логическое мышление, опирающееся на правовые категории, а целостное восприятие правового, в котором образ того или иного предмета, явления формируется в первую очередь как результат эмоционально-правового переживания.
В обыденном правосознании суждения о правовых явлениях, процессах, их оценки, отношение к ним существуют в форме идей, а не понятий, и поскольку это в полной мере характерно, в том числе, и для массовых представлений о законности, постольку исследование тех особенностей, которые характерны для обыденного представления о законности, не может быть сведено к анализу сущности и содержания ее понятия.
Царства Божьего6.
Выражение идеи законности в законодательстве и юридической практике
Определив, каково содержание обыденных представлений о законности, характерных для западноевропейского правосознания, какой смысл несет в себе законность как идея правовой доктрины, полагаем необходимым непосредственно перейти к решению вопроса о том, каким образом понимание рассматриваемого явления влияет на законодательство и правовую практику в различные исторические периоды развития европейского общества.
Признание ценности законности в значительной степени предопределяет то, что и в Древней Греции, и в Древнем Риме законотворчество достаточно быстро становится основной формой правотворчества, а закон приходит на смену неписаному обычаю, толковавшемуся нередко произвольно.
Сущности юридической справедливости должны соответствовать нормы права. Понятие права становится более широким, когда оно рассматривается в действии, во всех его проявлениях: нормах, правоотношениях, правосознании, субъективных правах и обязанностях.
Понятие справедливости тесно связывали с общими определениями права классики европейской и русской философии права2Черняева А. В. Справедливость и законность в политикоправовой концепции Дж.
Ролза: автореф. дис…. канд. юрид. наук. СПб., 2010..
В социальном аспекте право, его реализация предполагают определенный уровень правосознания и правовой грамотности граждан. И тут надо отметить, что проблемы права и законности волнуют людей в значительно меньшей степени.
Если верить результатам социологических исследований 2011 г., то приоритетность проблемы прав человека в сравнении с 2009 г.
не изменилась.
Андронов И. С.
Справедливость является одной из основных этических категорий, носит в большей степени оценочный характер.
В тоже время справедливость предполагает такое положение вещей, которое рассматривается как должное, синтезирующее представления о неотъемлемых правах человека, о добре и зле и последствиях за них.
Несмотря на свой идеалистический характер, справедливость или отдельные ее компоненты находят отражение в социальной жизни человека, когда речь заходит о законности.
Законность в самом простом понимание соответствует соблюдениям юридических норм, т.е. тех норм, которые регулируют социальное поведение и взаимодействие людей.
Платон указывал, что идеальным государством является то, в котором осуществляется справедливое правление лучших. Законы и законность в нем выполняют лишь вспомогательную роль .
Находит свое отражение в древнегреческой политико-правовой мысли и характерное для общественного правосознания рассматриваемого периода представление о том, что законность является всеобщей. Так, согласно Гераклиту, ей подчинено даже солнце: «Солнце не переступит (положенной ему) меры. В противном случае его настигнут Эринии, блюстительницы Правды (Дике)» .
Как и правосознание общества, древнеримская политико-правовая мысль находилась под заметным воздействием соответствующих древнегреческих концепций1.