Как работает сур на таможне
Таможенный аудит
Особое внимание в рамках европейской СУР уделяется таможенному аудиту в рамках идеи переноса основного таможенного контроля на этап после выпуска товаров, как говорят Рамочные стандарты безопасности и облегчения международной торговли ВТамО. Именно таможенный аудит в Евросоюзе считается основной формой таможенного контроля – на него приходится до 90% всех принимаемых мер, в то время как доля контроля на границе, в том числе досмотров, занимает лишь около 3%.
Таможенный аудит начинается с того, что на основе статистики правонарушении выделяются отдельные направления пост-контроля, например, по странам происхождения товаров или по крупным импортерам, далее по каждому из определенных направлений отбираются участники ВЭД.
Таможенные органы предварительно информируют компании о том, что собираются проводить проверку.
Как работает сур в таможенных органах
Как работает сур на таможне
4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем
6) результаты применения форм таможенного контроля.
Гибкая система управления рисками является основой современных методов таможенного контроля, который позволяет эффективно контролировать процессы таможенного оформления на тех участках, где существует наибольший риск их проявления.
В рамках действующей СУР, таможенными органами широко используется перечень товаров, попадающий в группы «риска» и «прикрытия», под видом которых зачастую ввозится контрабанда.
Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения;
- совокупности условий и факторов, влияющих на риски;
- таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;
- объектов анализа;
- критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);
- индикаторов риска (пограничных количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);
- оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.
Разработка и реализация мер по управлению рисками.
// ИА «ПРОВЭД». 22.11.2017 12:38. Екатерина Быркова.
Российскую систему управления рисками наши участники ВЭД сильно недолюбливают. Не слишком высокая эффективность, избыточный контроль и тот самый приказ №280, который запретил возить товары по ценам ниже установленных таможней.
Однако сама по себе СУР как одна из ключевых идей таможенного администрирования не так уж и плоха и даже более того, призвана упростить и облегчить жизнь участника ВЭД, если реализовать её в несколько иной форме.
Поучиться тому, как можно реализовать более эффективную СУР как для таможни, так и для бизнеса, нам стоит у стран Евросоюза, в которых она работает уже много лет, а её результативность оценивается в 97%.
Как была создана СУР Европы?
Евросоюз стал одним из основоположников появления системы управления рисками в мире. Сперва идеи стали частью киотской конвенции.
Последняя таможенная операция применяется в основном в отношении уполномоченных экономических операторов, и я хотел бы заметить, что некоторые из них, получив этот статус, решили, что они теперь бесконтрольны, – в этом я их разочарую.
– Получается, что подавляющее количество рисков выявляется на этапе декларирования.
– Это естественно – на данном этапе мы имеем максимальный объем информации, которая позволяет выявить риск, и процедура таможенного контроля позволяет его минимизировать. В прошлом году на этапе декларирования по 23,8 % декларациям были выявлены риски.
Окончательного ответа на эти вопросы пока нет. Чтобы администрировать количество проводимых осмотров с ИДК и повысить роль системы управления рисками при выборе объектов контроля, ФТС России установлен контрольный показатель: к концу года в морских пунктах пропуска количество контейнеров, выставленных на осмотр с ИДК на основании профилей риска, должно достичь 40% от общего количества проводимых осмотров с ИДК.
– Рассматриваются ли еще какие-то варианты решения этой проблемы?
– Мы начали работу с китайской таможенной службой по организации технологии «обеспечение безопасности цепи поставок при контейнерных перевозках», в рамках которой планируется учитывать результаты осмотра на ИДК, проведенные таможенными органами Китая при отправке товаров, а также использовать предварительную информацию, сформированную на основании экспортной декларации.
Если же количество баллов соответствует «среднему» риску, тогда расчет показатели будут пересчитываться до тех пор, пока декларацию не отнесут к первой или третьей группе. При этом учитывается как вероятность нарушения, так и возможные финансовые потери государства.
Третий этап – случайный отбор.
В частности, до сих пор образцы печатей и подписей должностных лиц органов, уполномоченных выдавать сертификаты страны происхождения, сверяются вручную, хотя, по моему мнению, эту проблему можно было решить еще пару лет назад без особых затрат. Сейчас мы над этим работаем.
– Таможенная стоимость – сложная тема, здесь масса проблем.
Система управления рисками в таможенном контроле
В соответствии со ст. 4 ТК Таможенного союза таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза.
При проведении таможенного контроля таможенные органы должны расходовать свои ресурсы (специальное оборудование и технику, рабочее время и т.д.) экономно, но эффективно, т.е. исходить из принципа выборочное™ и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.
Ещё одно, не менее важное отличие – это пост-таможенный контроль. Его российская версия также ориентирована, главным образом, на то, чтобы доначислить таможенные платежи участникам ВЭД вместо того, чтобы повышать уровень достоверности информации и проверять, что все требования закона были соблюдены, как этого требуют стандарты ВТамО.
Интересно, что как таковая СУР в России при пост-контроле почти не применяется. Таможенные органы просто проводят собственную аналитическую работу, запрашивая разве что справки из налоговых или правоохранительных органов.
Естественно, шанса исправить какие-то ошибки у участника ВЭД нет, а если он не согласен с результатами проверки, то у него остается лишь дорога в суд.
Наконец, одно из главных отличий – это работа уполномоченных экономических операторов.