Пакет закрывающих документов при отгрузке
Начнем с ситуации, когда доставка товара осуществляется силами поставщика или покупателя.
Если обязанность по доставке лежит на поставщике, то покупателю фактически не важно, каким образом поставщик доставит товар. Допустим, поставщик доставляет ТМЦ собственным транспортом, то есть без привлечения стороннего перевозчика. Тогда рекомендованный комплект документов, который должен быть на руках у поставщика, будет следующим:
– договор поставки;
– ТОРГ-12 ;
– доверенность на представителя грузополучателя (покупателя), которому были переданы ТМЦ;
– путевой лист.
Для чего так важно оформлять доверенность? Конечно, для подтверждения выполнения обязанности по доставке товара. В свою очередь, путевой лист обязателен для подтверждения факта, что водитель действительно выезжал на рейс.
При этом на первой странице формы № ТОРГ-12 необходимо отразить информацию о товарно-транспортной накладной (номер и дату).
Счёт
Необязательный документ, в котором продавец указывает цену, количество товара и реквизиты для перечисления оплаты.
Вы можете сами придумать форму счёта на оплату или найти в интернете готовую. Счёт может заменить договор, если включить в него все существенные условия сделки.
Платёжные документы
Подтверждает оплату товаров или услуг.
Это может быть платёжное поручение, платёжное требование, кассовый и товарный чеки, бланк строгой отчётности.
Когда вы получаете оплату через банк безналичным платежом, не нужно выдавать документ об оплате. У клиента остаётся платёжное поручение.
Пакет закрывающих документов при отгрузке
Аналогичную позицию позднее занял Минфин России.
Он разъяснил, что если организация не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная ТТН по форме 1-Т либо ТОРГ-12.
Таким образом, если сторона договора поставки не привлекает перевозчика, ТТН может не быть.
Пакет закрывающих документов при отгрузке товара
Такой вывод следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.
Аналогичная позиция изложена в письмах УФНС России по г. Москве от 11 августа 2011 г. № 16-15/079012, от 25 июля 2008 г. № 20-12/070321.
Пакет закрывающих документов при отгрузке товаров
Ответственному за составление первичных документов бухгалтерского учета специалисту компании важно четко понимать содержание и формы таких документов, а также знать специфику ведения учетных регистров.
Первичные документы — это документы, при помощи которых компания оформляет произошедшие на предприятии хозяйственные события.
Первое, что следует отчетливо понимать бухгалтерам любой компании: сегодня какого-либо определенного обязательного для всех перечня форм первичных документов бухгалтерского учета не существует.
Любая фирма сама для себя определяет формы первичных документов в зависимости от цели их применения.
ВАЖНО! В обязательном порядке применяемые в бухучете формы должны быть закреплены в учетной политике организации (п.
Ситуация: допускается ли не оформлять товарный раздел товарно-транспортной накладной формы № 1-Т, а сделать из него ссылку на накладную формы № ТОРГ-12 Допускается, но только в том случае, если нет возможности в товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т в разделе «Сведения о грузе» перечислить все наименования и характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей. Данный вывод обосновывается следующим образом. Форма товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) является унифицированной (утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г.
№ 78).
На нее распространяются требования части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. А именно все обязательные реквизиты данной формы должны быть заполнены.
Об этом также говорится в пункте 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г.
Если договором предусмотрена оплата (частичная или полная) товара после получения его покупателем, организация не сможет потребовать уплаты соответствующих сумм.
Такой вывод, в частности, сделан в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № Ф04-2185/2006(21507-А70-9) и от 16 мая 2007 г. № Ф04-2820/2007(34070-А03-38).
Подписи перевозчика в товарно-транспортной накладной подтверждают факт получения груза грузополучателем и факт получения груза грузоперевозчиком от определенного грузоотправителя (п. 2 ст. 785 ГК РФ). Если не поставлены подписи, доказательства передачи товара перевозчику отсутствуют.
Факт реальности поставки должен быть документально подтвержден
Реальность для целей доказывания обоснованности налоговой выгоды означает не просто выполнение работ (поставку товаров) как таковых.
Если обязанность по доставке лежит на поставщике, то договор транспортной экспедиции он и должен заключать.
Покупатель может вообще не знать, что поставщик для доставки привлекает экспедитора. В любом случае у покупателя, как у грузополучателя, в обязательном порядке должна быть оформлена транспортная накладная.
Если же покупатель является заказчиком перевозки, необходимо проверить наличие:
– договора поставки;
– ТОРГ-12;
– договора транспортной экспедиции;
– поручения экспедитору;
– экспедиторской расписки;
– акта оказанных услуг;
– транспортной накладной (по форме 1-Т до 25 июля 2011 года и по новой форме с 25 июля 2011 года).
Если экспедитор не предоставил транспортную накладную, рекомендую ее все-таки потребовать.
Это предотвратит возможный конфликт с налоговой инспекцией.
Закрывающий документ оформляется в печатном виде, подписывается ответственным лицом (представителем компании-исполнителя), специалистом, уполномоченным принять работы.
Грамотно оформленный акт исключает недопонимание контрагентов. В документе прописываются различные нюансы, возникшие при выполнении работ или предоставлении услуг.
Подписанный акт служит документом обоюдного закрытия сделки.
Он подтверждает факт предоставления услуг и их получения.
Первичный бухгалтерский документ представляет собой свидетельство о совершении хозяйственной или финансовой операции на бумажном носителе, имеющее юридическую силу.
Такие документы подтверждают факты деятельности предприятия в момент ее совершения.
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
- реальность договора поставки (динамика заключения договора);
- реальность доставки товара (транспортная логистика).
Налоговые органы при проверке обоснованности налоговый выгоды (вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль) особое внимание уделяют реальности доставки товара от поставщика покупателю.
Если товар доставлялся автотранспортом, настаивают на наличии товарно-транспортной накладной (ТТН) по форме 1-Т. По мнению налоговиков, только ТТН может подтвердить реальность доставки товара покупателю.
В редких случаях счета-фактуры выставляют на УСН, ЕНВД и патенте.
Шаблон договора поставки
Шаблон счёта
Шаблон накладной
Шаблон акта
Счет Фактура
Транспортная накладная
При доставке грузов автомобильным транспортом составляется транспортная накладная. Этот документ грузоотправитель (если иное не предусмотрено договором) обязан оформить для подтверждения заключения договора перевозки груза (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Если доставка осуществляется собственными силами покупателя, составлять транспортную накладную необязательно (письмо Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123).
Транспортная накладная состоит из 17 разделов.
В этой статье мы подробно рассмотрим специфику закрывающих документов, то, что в них входит и прочие рабочие нюансы.
Такими документами называют специальные бумаги, в которых точно прописано, что акт сделки полностью совершен обеими сторонами.
В частности, что все партнеры, вступившие в сотрудничество, выполнили все оговоренные заранее условия сделки. Наличие такой документации является гарантом честной сделки.
В бухгалтерии закрывающие документы тщательно регистрируются, оформляются и в дальнейшем прослеживаются при необходимости.
Во избежание непонимания со стороны контрагентов отдельное внимание всегда уделяется правильности оформления документации.
Все нюансы и условия заведомо должны быть тщательно прописаны в контракте.