Идентификация денежных средств это
По нашему мнению, сотрудник банка — это не сотрудник миграционной службы, таможни или органов внутренних дел. Банку необходимо установить лишь те данные, которые прописаны в Законе № 115-ФЗ и в Положении № 262-П. Ключевое слово здесь «установить», поэтому если сотрудник банка не обнаружил отметки о визе в паспорте гражданина государства, с которым у России существует визовый режим, или у гражданина государства, не входящего в таможенный союз с Россией, не оказалось миграционной карты, то необходимо просто получить письменные объяснения потенциального клиента банка о причинах отсутствия данных документов и поместить их в досье клиента.
Конечно, не следует допускать злоупотреблений и обслуживать клиента без паспорта, получив у него письменные объяснения о его отсутствии.
Многие субъекты Федерального закона №115-ФЗ знакомы с термином «идентификация» и процедурой проверки клиента в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), однако не все субъекты до сих пор разобрались с другим похожим термином «упрощенная идентификация». К нам в компанию Ю-Питер Консалтинг часто обращаются с вопросами об отличиях между обычной идентификацией и упрощенной идентификацией и о том, какие субъекты Закона №115-ФЗ имеют право ее проводить. По этой причине я решил написать краткую статью на эту тему.
Образцы анкет (досье) клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев для лиц, поднадзорных Росфинмониторингу, ФНС, Роскомнадзору и Пробирной палате.
Напомню, что согласно ст.
Идентификация денежных средств это
Основное назначение этого закона:
- установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
- наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
- ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст.
Идентификация денежных средств этот знак
Это могут быть следующие способы:
– перевод с банковского счета этого клиента, открытого в этой или другой кредитной организации;
– путем внесения клиентом наличных денежных средств в банкоматы и платежные терминалы кредитных организаций и банковских платежных агентов;
– путем перевода денежных средств в пользу клиента юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
– за счет денежных средств клиента, являющихся авансом за услуги связи, если клиент является абонентом оператора связи и у такого оператора заключен договор с кредитной организацией – оператором электронных денежных средств (п. п. 2.2 и 2.3 Памятки «Об электронных денежных средствах», являющейся приложением к информационному письму Банка России от 11 марта 2016 г.
Это следующие случаи:
– при осуществлении перевода электронных денежных средств по поручению клиента – физического лица;
– при предоставлении клиенту – физическому лицу электронного средства платежа;
– при осуществлении операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 100 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей.
Исключением из этих случаев является наличие подозрений, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Порядок использования неперсонифицированных электронных средств платежа
Клиент может предоставить денежные средства, учитываемые как электронные денежные средства, кредитной организации (оператору электронных денежных средств) способами, предусмотренными договором.
Идентификация денег это
В указанном документе Банк России доводит до сведения управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (далее — регистратор), следующую информацию. Согласно абз 1 п. 1.11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ упрощенная идентификация клиента — физического лица может быть проведена при приобретении инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации, а также с учетом соблюдения иных требований Закона №115-ФЗ.
В соответствии со ст.
Закона №156-ФЗ денежные средства, переданные в оплату инвестиционных паев одного паевого инвестиционного фонда, должны поступать на отдельный банковский счет, открытый управляющей компании этого фонда на основании договора, заключенного без указания на то, что управляющая компания действует в качестве доверительного управляющего. В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона №156-ФЗ выдача инвестиционных паев осуществляется на основании заявок на приобретение инвестиционных паев путем внесения записи по лицевому счету в реестре владельцев инвестиционных паев.
Исходя из положений Закона №156-ФЗ, процесс приобретения инвестиционных паев включает в себя процедуру внесения записи по лицевому счету в реестре владельцев инвестиционных паев, а также предоставление регистратору необходимых документов для открытия лицевого счета в реестре владельцев инвестиционных паев.
Это:
- Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
- Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
- Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.
При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации.
Соответственно электронные средства платежа предназначены для осуществления перевода электронных денежных средств. Электронные денежные средства (ЭДС) – это средства, предварительно предоставленные обязанному лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств, для исполнения обязательств лица денежного характера перед третьими лицами (п. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ). В качестве обязанных лиц выступают операторы электронных денежных средств, которыми, в свою очередь, являются кредитные организации (ч.
1 ст.
На наш взгляд, может, так как Закон № 115-ФЗ не раскрывает понятия «платеж» и не дает ссылок на другие федеральные законы, в которых содержалось бы определение данного термина.
В 2004 г. в помощь кредитным организациям Банк России выпустил Положение от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение № 262-П). В нем содержатся подробные разъяснения о порядке идентификации и вводится понятие «упрощенная идентификация», которое означает проведение операций с физическими лицами с фиксированием только фамилии, имени, отчества и реквизитов документа, удостоверяющего личность.
В Положении № 262-П определен круг операций, по которым может применяться упрощенная идентификация.