Разница между концепцией и доктриной
До настоящего времени вопрос остаётся открытым, а теории продолжают существовать и находят выражение во внешней и внутренней политике ФРГ.
В науке концепция, основанная на общих принципах, может проявлять себя и как самостоятельная форма организации знания . Это теоретическое положение можно проиллюстрировать на примере противоречивого характера суверенитета как одного из основных признаков государства и научной дискуссии о взаимодействии международного и внутригосударственного права.
Например, при исследовании концепции суверенного равенства государств обнаруживается, что её содержание включает в себя (в виде подсистем) доктрины, теории и направления, раз-виваемые представителями научных школ.
Доктри́на (лат. doctrina — «учение, наука, обучение, образованность»[1]) — философская, политическая либо правовая теория, религиознаяконцепция, учение, система воззрений, руководящий теоретический или политический принцип.
При схожести лексического значения с понятиями «концепция», «теория», доктрина имеет коннотации некоторой схоластичности и догматичности[2].
На Востоке[править|править код]
На Востоке используется понятие-иероглиф 教 — кит. цзяо, яп. кё: , кор. гё — что соответствует понятию «доктрина» в широком смысле от религиозных учений до нравственно-философских доктрин. Примеры: оомото-кё, Аум синрикё, бук-кё (буддизм), дао-цзяо (даосизм), ю-гё (конфуцианство), и т.
Доктрина или Концепция: вот в чем вопрос
Вопрос о том, каким должно быть будущее нашей страны вызывает интерес у многих граждан нашей республики. В связи с этим, Клуб Института политических решений (КИПР) 4 февраля текущего года провел обсуждение Доктрины национального единства.
Вопрос о том, каким должно быть будущее нашей страны вызывает интерес у многих граждан нашей республики. В связи с этим, Клуб Института политических решений (КИПР) 4 февраля текущего года провел обсуждение Доктрины национального единства, представленной Ассамблеей народа Казахстана, и Концепции национальной политики, разработанной представителями оппозиционных партий и национал-патриотических движений.
Тимур Козырев из Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК, выразил свою точку зрения по этому вопросу.
Разница между концепцией и доктриной
Развитие позитивизма привело в конечном итоге к упадку доктрины, а затем — к переосмыслению роли доктрины в праве.
Различия и особенности теорий проявляются в видах иммунитета: государственной собственности, судебного, от предварительного обеспечения исков, от принудительного исполнения судебного (арбитражного) решения, от применения иностранного права.
В зависимости от того, какому виду суверенитета и иммунитета отдают предпочтение исследователи, они становятся сторонниками определенных теорий, в которых формируют направления и создают научные школы, одновременно выступая оппонентами по отношению к приверженцам других направлений и школ.
При сопоставлении подходов ученых о взаимодействиях двух систем — международного и внутригосударственного права — проявляются две подсистемы — монизм и дуализм.
В чем разница между доктриной и концепцией
Если в Доктрине о нации речи нету вообще, и она вовсе не провозглашается, то в Концепции это формулировка присутствует, но все же в ней не хватает как таковой дефиниции этого понятия” – считает Козырев.
Несмотря на это, существуют и принципиальные отличия между двумя документами. По мнению Козырева Доктрина представляет собой “концепцию этнополитики”, которая в основном посвящена межэтническим и межконцессиональных отношениям, в то время как Концепция заявляет на “нечто большое”, включая в себя социально-экономические аспекты развития межэтнических отношений в Казахстане. Такой подход, по мнению Козырева, особо важен, так как идея национального единства должна состоять не только из единства между этносами, но и между различными социальными слоями населения.
В этих случаях авторы намеренно подчёркивают такие при-знаки, рассматриваемых ими теорий, как их «неполнота», «нестрогость» и т. д. Содержательная часть концепции при таких подходах редуцируется в соответствие с фундаментальной логической схемой: общие принципы, универсальные для определённой теории, → философские законы → категориальный аппарат (базисные концепты), применяемый к исследуемому объекту, → структура сферы, международных отношений, к которой применяются все утверждения предложенной теории.
Например, противоречивость мнений о системе источников международного права, выраженных немецкими учёными в теориях, которые не получили широкого признания по причине неубедительной аргументации, т. е. «неполноты» и «нестрогости».
Документ вызвал неоднозначную реакцию в обществе, представители общественности во главе с поэтом Мухтаром Шахановым выступили решительно против доктрины. В случае ее принятия инициативная группа пообещала начать голодовку. Однако до этого дело не дошло, Администрация президента приняла условия протестной группы, приостановив обсуждение доктрины и предложив разработать альтернативный проект до 20 января текущего года.
В условленный срок проект, названный Концепцией национальной политики, был представлен на суд общественности.
И как стало известно, 5 февраля власти и национал-патриоты договорились подготовить новый документ о национальной политике республики.
Эксперты очень надеются, что разработчики будущего проекта учтут их рекомендации.
Поэтому они не могут быть просто отброшены и заменены нормативно-правовыми актами государства. В этих условиях мусульманские правоведы опираясь на основополагающие источники трактуют их и формируют решение, подлежащее применению в сложившейся ситуации.
Если в VII—VIII вв. источниками мусульманского права действительно выступали Коран и сунна, а также иджма и «высказывания сподвижников», то, начиная с IX—X вв., эта роль постепенно перешла к доктрине. По существу прекращение иджтихада означало канонизацию выводов основных школ мусульманского права, сложившихся к середине XI в.
Доктринальная разработка мусульманского права, затрудняя его систематизацию, вместе с тем придавала ему известную гибкость и возможность развиваться.
Современную мусульманско-правовую доктрину как источник права следует рассматривать в нескольких аспектах.
См. также[править|править код]
- Военная доктрина
- Внешнеполитическая доктрина
- Религиозное учение
Примечания[править|править код]
В Викисловаре есть статья «доктрина»
Литература[править|править код]
- Исмаилов Б. И., Газиев К. Ж. Политико-правовые доктрины эпохи глобализации: Монография. — Т.: ТГЮИ. — 2013. −213 с.
- Марченко М.Н. Источники права: учеб.пособ. — М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2006.
— С. 605—610. — 760 с. — ISBN 5-98032-926-9. - Полдников Д. Ю. Договорные теории глоссаторов.
— Авторам концепции не удалось самое главное — увязать проект с результатами 18-летнего периода суверенного развития Казахстана. Они предлагают отбросить все достижения и начать процесс национального строительства с нуля, а это неправильно, — подвел итог Максим Казначеев. При этом о каких успехах идет речь, господин Казначеев не уточнил.
На вопрос, каким же образом эксперты намерены донести свои предложения до разработчиков проекта национальной политики, директор по развитию ИПР Ерлан Смаилов сообщил, что рекомендации института будут направлены в ассамблею, Администрацию президента, парламент, а также группе Мухтара Шаханова.
Напомним, в конце прошлого года президент Нурсултан Назарбаев представил Доктрину национального единства, разработанную Ассамблеей народов Казахстана.